Сегодня вышел в прокат долгожданный «Воображариум доктора Парнаса»

История, с одной стороны, группы бродячих артистов со старомодным аттракционом, а с другой – многоуровневое исследование природы челове

18:20, 28 января 2010 Культура
9c4c8514a4aec4decf6f39b356e8372f.jpg

28 января в широкий российский прокат вышел долгожданный (еще со дня майской премьеры в рамках Каннского МКФ) «Воображариум доктора Парнаса»знаменитого режиссера Терри Гиллиама.

Во время съемок этой картины ушел из жизни актер Хит Леджер, посмертно награжденный в прошлом году Оскаром за роль второго плана в мегаблокбастере «Темный рыцарь». Но «Воображариум…» интересен не только этим печальным фактом в истории своего создания, этого фильма действительно ждали.

Все началось более 30 лет назад, когда британское комедийное шоу «Монти Пайтон» стало бить все рекорды популярности. Вскоре появились и несколько полнометражных лент от этой группы ярких юмористов, самый знаменитый из которых «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975) любим зрителями во всем мире и широко востребован на видео и DVD. Необыкновенно сочное английское чувство юмора (с элементами специфического черного) и откровенно хулиганское поведение на экране делали все творчество монтипайтонцев незабываемым и по-настоящему смешным.

Одним из этой актерско-режиссеркой бригады был и Терри Гиллиам. Когда пути друзей и коллег по «Монти Пайтону» разошлись, он уже имел в своем багаже сольный режиссерский проект – «Джабберуоки» — чудаковатую средневековую сказку о рыцаре, принцессе и чудовище в лесу. В 1985 году Гиллиам создает одно из своих самых значительных кинотворений – острую, сумасшедшую философскую социалку «Бразилия» (номинация на Оскар за сценарий). Далее последовал «Король-рыбак», «12 обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — почти каждая картина этого режиссера становилась событием. Он играл с жанрами, драматургическими конструкциями, разрушал штампы и сам их создавал. Главное, что есть во всех гиллиамовских фильмах – это стиль, узнаваемый почерк автора. Даже голливудизированные «Братья Гримм» визуально и контекстно не вырываются из общей фильмографии Терри Гиллиама. А его недавняя «Страна приливов» (2006) стала настоящим открытием для молодого поколения критиков, и «эстетической революцией» в кино для всех остальных.

И вот, наконец-то, после нескольких лет ожидания выходит «Воображариум…». История, с одной стороны, группы бродячих артистов со старомодным аттракционом, а с другой – многоуровневое исследование природы человеческого воображения. Ассоциативно картина близка к блистательной экранизации романа Михаэля Энде — «Бесконечной истории» Вольфгана Петерсена (1983), где тоже (пусть и с точки зрения ребенка) раскрывалась тема уникальности нашего сознания, его способности творить материальное из нематериального. Но Терри Гиллиам, конечно же, ни на кого не ориентируется, и искать в его новом фильме (как и во всех предыдущих работах) абсурдизм Феллини, комизм Чаплина или размах Спилберга – дело неблагодарное. Гиллиам создает свой мир, уникальный и неповторимый.

Кино по своей природе – это уже путешествие в другой мир, даже если смотришь самую реалистическую историю. Но в «Воображариуме…» режиссер посредством магического зеркала доктора Парнаса и обычного киноэкрана сталкивает воображение зрителей с самыми смелыми фантазиями своих героев. Таким образом, получается путешествие в путешествие, двойной аттракцион сознания. Творимое на экране действо по своей драматургии напоминает скорее метафизическое реалити-шоу, нежели классический полет на драконе из «Бесконечной истории». Иногда создается впечатление, что Гиллиам импровизирует прямо на съемочной площадке: персонажи меняют амплуа и полярность характера, а сюжет туго закручивается в спираль не только сознания зрителей в зале, но и на шее у главного героя. Даже время у Гиллиама неоднозначно – вроде дело происходит в наши дни мобильных телефонов и черных рынков трансплантации детских органов под прикрытием благотворительного фонда; а, несмотря на это, чудо-телега доктора Парнаса запряжена в четверку лошадей, а декорации Лондона напоминают его лет так 150 назад.

Конечно, изменения в сценарий пришлось вносить из-за гибели Хита Леджера, исполняющего в фильме одну из главных ролей. Его героя в мире фантазий (который позволил персонажу кардинально менять внешний вид) сыграли Джонни Депп, Колин Фаррелл и Джуд Лоу. Пусть у них немного экранного времени на троих, но в купе с Кристофером Пламмером в роли Парнаса и кукольным лицом Лили Коул (исполнительны главной женской роли) их участие в проекте делает кастинг фильма просто блестящим. Кажется, что до «Воображариума…» Депп еще не был таким суггестивным, Лоу – сумасшедшим, а Фаррелл просто ослепительно красивым. А фантазия Хита Леджера, проявившаяся в таких мощных образах, уже не будет просто «последней ролью актера», она станет его… Бесконечной Фантазией. Недаром на финальных титрах появляется пункт «Фильм Хита Леджера и его друзей».

Кинематограф Гиллиама является, безусловно, нишевым. На него, как и на Джармуша, и на Озона, и на Триера, ходит свой зритель. Но в данном случае нет грубой, примитивной дележки на артхаус и мейнстрим. «Воображариум доктора Парнаса» — это кино для всех, кто готов противопоставить свою способность мечтать безудержному гению Гиллиама, мастерски возводящему в экранной плоскости свой кинолабиринт. И надо признать, что в этой воображариумной схватке зрителя с экраном режиссер почти всегда позволяет у него выиграть. Но только до следующего фильма.


Источник: ПрофСинема

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!