Пешеходы бегают по воздуху

Антонина Ивановна, 67 лет, устало остановилась перед высокой лестницей пешеходного перехода, что пролег над магистралью на Некрасовской. - Нет, мне не подняться. Тяжелая сумка, больная нога. Не знаете, где тут можно перейти понизу? Есть поблизости светофор?

29 июнь 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №999 от 29 июнь 2001

Антонина Ивановна, 67 лет, устало остановилась перед высокой лестницей пешеходного перехода, что пролег над магистралью на Некрасовской.

          - Нет, мне не подняться. Тяжелая сумка, больная нога. Не знаете, где тут можно перейти понизу? Есть поблизости светофор?

Молча пробегающие сограждане не отреагировали на вопрос. Антонина Ивановна пролезла под заграждением и ринулась через дорогу. Возмущенные водители засигналили все разом, и сквозь визг тормозов раздались ругательства:

          - Вам же переход построили! Какого черта ты, бабка, лезешь?!

          Бедная женщина чудом увернулась от пролетевшей машины и заковыляла по своим делам…

          Что и говорить, воздушные переходы во многих районах города решили сразу много проблем. К тому же и выглядят они эстетично: решетки, фонари, а в районе “Зари” и вовсе переход, крытый специальными конструкциями. “Я больше не боюсь за своего ребенка, который ходит в 57-ю школу – на его пути от дома нет больше ни одной дороги, мой второклассник спокойно идет по надземному переходу на Баляева”, - признается моя знакомая Светлана. Дети смело шагают к 22-й школе по переходу на Луговой. Нормально можно перейти напряженнейшую магистраль в районе Академической, Седанки и многих других местах. Довольны автомобилисты – пробки значительно уменьшились.

          Но сотни пожилых людей, больных, инвалидов оказались почти отрезанными от жизни – им преодолеть полсотни ступеней зачастую не под силу. Строить город для людей, а не для машин – не это ли задача градостроителей?

          “Проблема переходов действительно серьезна и для жителей города и для нас, строителей. Но строить именно воздушные переходы заставляют жизнь и множество обстоятельств, - говорит руководитель центра по строительным конструкциям ДальНИИС кандидат технических наук Юрий Григорьевич Решетарь. – Скажем, люди предпочитают ходить по подземному переходу – там спуск и подъем в полтора раза меньше. Но подземное строительство по крайней мере в два раза дороже, а кроме того, во многих местах во Владивостоке невозможно – придется нарушать множество коммуникаций – водопровод, связь, телевидение и т.п.

          Но варианты решения проблемы в мире есть. На западе это эскалаторы или, например, подъемники, которыми оборудуют воздушные переходы – даже инвалид-колясочник может сносно передвигаться по городу и преодолевать высокие подъемы. Наши специалисты сейчас разрабатывают проект двух таких подъемников для инвалидов и пожилых людей по заказу Находки. Наверное, когда-нибудь оборудовать переходы подъемниками появится возможность и во Владивостоке. К сожалению, не в массовом порядке, а скорее в исключительном – лишь в самых оживленных местах. Придется поблизости открывать и какие-то круглосуточно работающие объекты – магазин, кафе – увы, лифты будут нуждаться в охране от варварски настроенных граждан”.

          Даже если пара подъемников и появится во Владивостоке, они грозят стать для нас лишь достопримечательностью и вряд ли реально облегчат жизнь.

          Что и говорить, заманчив образ города, где машины и люди движутся в разных измерениях, не пересекающихся друг с другом. Но город строится для людей, и как же не учитывать разные интересы? Очевидно, в качестве альтернативы надо оставлять переходы со светофорами или какие-то другие возможности. Впрочем, может, такие “нежности” и впрямь излишни в городе, где привычным стало изощренное издевательство, когда в тысячах многоэтажек годами не работают лифты…

Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий Федорченко (фото), "Владивосток"