Пешеходы бегают по воздуху
Антонина Ивановна, 67 лет, устало остановилась перед высокой лестницей пешеходного перехода, что пролег над магистралью на Некрасовской. - Нет, мне не подняться. Тяжелая сумка, больная нога. Не знаете, где тут можно перейти понизу? Есть поблизости светофор?
Антонина Ивановна, 67 лет, устало остановилась перед высокой лестницей пешеходного перехода, что пролег над магистралью на Некрасовской.
- Нет, мне не подняться. Тяжелая сумка, больная нога. Не знаете, где тут можно перейти понизу? Есть поблизости светофор?
Молча пробегающие сограждане не отреагировали на вопрос. Антонина Ивановна пролезла под заграждением и ринулась через дорогу. Возмущенные водители засигналили все разом, и сквозь визг тормозов раздались ругательства:
- Вам же переход построили! Какого черта ты, бабка, лезешь?!
Бедная женщина чудом увернулась от пролетевшей машины и заковыляла по своим делам…
Что и говорить, воздушные переходы во многих районах города решили сразу много проблем. К тому же и выглядят они эстетично: решетки, фонари, а в районе “Зари” и вовсе переход, крытый специальными конструкциями. “Я больше не боюсь за своего ребенка, который ходит в 57-ю школу – на его пути от дома нет больше ни одной дороги, мой второклассник спокойно идет по надземному переходу на Баляева”, - признается моя знакомая Светлана. Дети смело шагают к 22-й школе по переходу на Луговой. Нормально можно перейти напряженнейшую магистраль в районе Академической, Седанки и многих других местах. Довольны автомобилисты – пробки значительно уменьшились.
Но сотни пожилых людей, больных, инвалидов оказались почти отрезанными от жизни – им преодолеть полсотни ступеней зачастую не под силу. Строить город для людей, а не для машин – не это ли задача градостроителей?
“Проблема переходов действительно серьезна и для жителей города и для нас, строителей. Но строить именно воздушные переходы заставляют жизнь и множество обстоятельств, - говорит руководитель центра по строительным конструкциям ДальНИИС кандидат технических наук Юрий Григорьевич Решетарь. – Скажем, люди предпочитают ходить по подземному переходу – там спуск и подъем в полтора раза меньше. Но подземное строительство по крайней мере в два раза дороже, а кроме того, во многих местах во Владивостоке невозможно – придется нарушать множество коммуникаций – водопровод, связь, телевидение и т.п.
Но варианты решения проблемы в мире есть. На западе это эскалаторы или, например, подъемники, которыми оборудуют воздушные переходы – даже инвалид-колясочник может сносно передвигаться по городу и преодолевать высокие подъемы. Наши специалисты сейчас разрабатывают проект двух таких подъемников для инвалидов и пожилых людей по заказу Находки. Наверное, когда-нибудь оборудовать переходы подъемниками появится возможность и во Владивостоке. К сожалению, не в массовом порядке, а скорее в исключительном – лишь в самых оживленных местах. Придется поблизости открывать и какие-то круглосуточно работающие объекты – магазин, кафе – увы, лифты будут нуждаться в охране от варварски настроенных граждан”.
Даже если пара подъемников и появится во Владивостоке, они грозят стать для нас лишь достопримечательностью и вряд ли реально облегчат жизнь.
Что и говорить, заманчив образ города, где машины и люди движутся в разных измерениях, не пересекающихся друг с другом. Но город строится для людей, и как же не учитывать разные интересы? Очевидно, в качестве альтернативы надо оставлять переходы со светофорами или какие-то другие возможности. Впрочем, может, такие “нежности” и впрямь излишни в городе, где привычным стало изощренное издевательство, когда в тысячах многоэтажек годами не работают лифты…
Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий Федорченко (фото), "Владивосток"