Дети подземелья не боятся “белого дедушку”
Диггер – это тот же самый спелеолог, правда, исследует он не естественные подземелья, а созданные руками человека. Различных подвалов, крепостей и катакомб на территории Владивостока – преогромное количество, поэтому вылазки у команды Артура Романенко и Игоря Конюхова – руководителей Владивостокского диггер-клуба, происходят регулярно.
Диггер – это тот же самый спелеолог, правда, исследует он не естественные подземелья, а созданные руками человека. Различных подвалов, крепостей и катакомб на территории Владивостока – преогромное количество, поэтому вылазки у команды Артура Романенко и Игоря Конюхова – руководителей Владивостокского диггер-клуба, происходят регулярно.
Дети подземелья не боятся “белого дедушку”
- Игорь, ты случайно не родственник братьям-путешественникам Конюховым?
- Дальний. Правда, Федора я даже не видел, а вот с Павлом у нас дружеские отношения.
- Значит, тяга к экстремалу у тебя в крови?
- Получается, так.
- А чего-нибудь ты боишься?
- Лет до четырех боялся темноты. Сейчас - почти ничего.
- Ты оптимист?
- Я – реалист, пока не успевший впасть в пессимизм.
- Ты позволишь своим детям заниматься диггерством?
- Почему бы и нет, если они пойдут со мной.
Начинали мы вдвоем с Артуром. Узнали как-то, что в районе “Дальхимпрома” есть убежище. Взяли снаряжение, coхранившееся от наших туристических вылазок, и пошли. Было жутко холодно, снег, ветер, в общем, никакого удовольствия от той вылазки мы не получили. Но интерес к подобным приключениям остался. Так что собрали небольшую группу, нашли карту всех подземелий в городе и открыли клуб. И с тех пор вот уже четыре года подряд каждую неделю куда-нибудь отправляемся.
- Куда-нибудь или по конкретным маршрутам?
- Конечно, для начала обсуждаем план вылазки, находим информацию, карты, собираем народ, а затем идем. Вообще бывает два типа подземных сооружений: Владивостокская крепость – сеть оборонных подземелий, построенных в начале прошлого века, и сооружения более поздней постройки – в тридцатые-сороковые годы. Оба типа мы исследуем, и не без успеха – четверть всех подземелий города мы уже посетили.
- И как там, под землей?
- Интересно. И жутковато. И тишина там мертвая. До такой степени, что начинаются галлюцинации, как звуковые, так и зрительные. Может послышаться плач младенца или лязг цепей. А подойдешь – просто вода капает.
- Крысы есть?
- Откуда? Они бы там с голоду подохли. Людей там много – туристы, военные, бомжи. Лицом к лицу, конечно, редко с ними встречаешься, зато полно свежих следов, и голоса часто слышатся. Один раз, правда, мы забрели на военную базу - пофотографировались и убежали, пока нас не заметили.
- А как начет мистической истории о “белом дедушке”, творящем всякие безобразия в подземельях?
- По правде сказать, она-то и заставила нас залезть под землю. Но ни в первый, ни во второй, ни в сотый раз никакого дедушку мы так пока и не встретили.
- А что-нибудь находили?
- Сотню рубашек от противопехотных мин, кучу противогазов – военные после себя много чего оставляют.
- Сейчас большинство молодежи на каникулах, и время от времени некоторым из них хочется куда-нибудь залезть, что-нибудь поисследовать. Что ты им можешь посоветовать?
- Ни в коем случае не делать это в одиночку, по крайней мере – втроем. А еще лучше пусть придут к нам в клуб – мы их сводим. К сожалению, известен не один случай, когда люди спускались в подземелье и не возвращались оттуда.
- Терялись?
- И не только. Там, внизу, много опасностей – люки, оголенные провода, штыри. И людей злых там много.
- Ну а если уж залез, что тогда делать?
- Во-первых, соблюдать правило правой руки – когда идешь вперед, поворачивай только направо, а когда возвращаешься – налево. По возможности поменьше дотрагиваться до стен – кто знает, какая грязь на них, по крайней мере, надеть перчатки. Во-вторых, во время ходьбы внимательно оглядываться - по сторонам, под ноги, наверх – опасности можно ждать отовсюду.
В-третьих, взять с собой два фонарика с дополнительным комплектом батареек и лампочек. Никаких факелов. Особенно когда забредешь в тупик. Просто-напросто можно задохнуться.
- Или взорваться?
- Есть и такая вероятность. Насколько мне известно, под самым военно-историческим музеем в центре города есть катакомбы, куда по какой-то причине утекает газ – метан или пропан, зажги там хоть спичку – не только тебя, музея уже не будет.
- Значит, риск велик?
- Безусловно. Тем более если нет опыта и снаряжения.
- Оно какое-то специальное, диггерское?
- Да нет. Помесь туристического снаряжения со спелеологическим. Минимальный набор: фонарики, нож, пара веревок с карабинами – на всякий случай. Из одежды предпочтителен камуфляж – меньше проблем с военными, обувь – та, что крепче и не боится воды. Обязательно возьмите документ, удостоверяющий личность, и никакого алкоголя.
- Трудно ли попасть в ваш клуб?
- В общем-то, нет. Принимаются все от 14 лет и старше. Желательно иметь туристический опыт и минимум снаряжения. Приходите, мы поговорим, вы заполните анкету, а через две недели вас возведут в ранг кандидата. Далее – все зависит от вас. Продержитесь полгода – станете членом ВДК.
- А членские взносы есть?
- 50 рублей в месяц.
- Как с вами связаться?
- Нам можно позвонить в любое время по тел. 26-82-54 или 40-51-32.
- И наверно, стоит хорошо подумать, прежде чем обращаться к вам?
- Безусловно. К нам ежедневно приходит множество людей, остаются – единицы.
Автор: Светлана СЕРГЕЕВА, специально для "В"