Приморье – урок для России
За последнее время о приморских выборах написано столько, что рядовой читатель, увидев еще одну статью на эту тему, только вздохнет тяжело и скажет: “Доколе! Выборы закончены. Забудьте!”
За последнее время о приморских выборах написано столько, что рядовой читатель, увидев еще одну статью на эту тему, только вздохнет тяжело и скажет: “Доколе! Выборы закончены. Забудьте!”
С точки зрения рядового читателя, он прав. Но газеты читают не только рядовые, но и генералы тоже. А вот они-то как раз ничего забывать не должны.
История приморских выборов интересна и поучительна сама по себе, а уж последняя ее страница заслуживает самого детального рассмотрения и выводов. Причем это важно не только и не столько для Приморья. Для России это настоящий урок.
За тем, как это действо развивалось, наблюдали многие.
Для телезрителей это была очередная захватывающая серия нашей бесконечной мыльной оперы.
Для политиков – интригующая борьба за власть, еще один бой между центром и периферией.
Для политтехнологов, пиарщиков и журналистов – настоящее пиршество и неиссякаемый источник гонорара.
Для чиновников всех рангов и мастей – пробный камень: какова она, путинская система власти, в действии, насколько соответствует она декларациям.
Для деловых людей – надежда и нервное ожидание того, что хаос наконец-то сменится если не триумфом, то стабильностью.
И, наконец, внешний мир пытливо всматривался в происходящее, пытаясь понять, куда же все-таки идет Россия: вперед, к демократии и свободе личности, или назад, к удушающему единообразию и авторитаризму, которые уже столько бед принесли народу и стране.
Обо всем этом - в статье экс-губернатора Приморского края Владимира КУЗНЕЦОВА, которая на этой неделе публикуется в ряде центральных СМИ. “В” предлагает наиболее полную версию этой публикации.
В политической жизни России Приморский край давно и прочно занял одно из центральных мест, несмотря на свою географическую отдаленность. Произошло это, к сожалению, не благодаря каким-то особенным достижениям. Слава эта связана с бесконечными политическими скандалами, шумными и истеричными пропагандистскими кампаниями, регулярными покушениями на прерогативы федеральной власти и экстравагантными поступками основных действующих лиц приморской политической элиты. Давно уже никого не удивляет, что телевизионные новости начинаются с сообщений из Чечни и Владивостока. Только иногда они меняются местами, как в последние дни, например. Постоянная борьба с фантомами, твердое отстаивание виртуальных интересов, мифологизация реальной жизни, на которые уходила недюжинная энергия и тратились огромные средства, наносили огромный вред краю, его людям, стране, подрывали репутацию России в мире, поскольку было очевидным нежелание и неспособность федеральной власти защитить Конституцию, закон и права человека на территории одного из 89 своих субъектов. Эрозия государственности, о которой говорил в послании Федеральному собранию президент Путин, в Приморье представлялась почти необратимой.
В феврале этому, казалось, наступил конец. Президент, федеральная власть в целом проявили решительность, волю и твердость. Это получило высокую оценку и поддержку миллионов людей, которым дорога судьба нашего Отечества, нашло позитивный отклик за рубежом. Униженные, оболваненные и запуганные люди подняли головы, у них появилась надежда, исчез страх. Они поверили президенту, его представителю в регионе, центральной власти в целом, которые после многих лет бездействия все-таки решились сделать то, что были обязаны сделать давным-давно и чего от них уже не ждали. Генерал Пуликовский в глазах многих выглядел настоящим героем-освободителем. Его очень резкие оценки и выводы звучали как окончательный диагноз. Главные действующие лица администрации Наздратенко безропотно подали в отставку (позже, обратившись в суд с требованием о восстановлении, они заявили, что сделали это под давлением. Интересно было бы узнать, чем же таким давил на них К. Б. Пуликовский? А если ничем особым не грозил, а только намекнул, тогда еще интереснее – чего же так испугались?). К исполнению обязанностей губернатора приступил В. С. Дубинин, человек, до этого хоть и занимавший пост первого заместителя, но не допущенный в “ближний круг”. Он и несколько других заместителей стали заниматься текущей работой - готовиться к внеочередным выборам, предусмотренным Уставом края. Наступила весна в прямом и переносном смысле.
То, что случилось потом, не поддается логическому объяснению. Было такое впечатление, что кто-то дал команду “отставить!”. Кто это был? Не будем строить догадок, но у генерала в должности полпреда президента не так уж много начальников.
Дальше началось и вовсе непонятное, хотя цель была обозначена: любыми средствами протолкнуть в губернаторы Г. В. Апанасенко, первого заместителя полпреда. Началось публичное осуждение и. о. губернатора В. С. Дубинина, который, дескать, “мешает нормальному избирательному процессу, мешает Апанасенко”. Приостановлена финансовая проверка администрации мэра Владивостока Ю. М. Копылова, восстанавливается в должности К. Б. Толстошеин, который в дни “февральской революции” был свергнут со всей решительностью как один из главных виновников приморских бед.
Все это вызвало недоумение, протест, породило серьезные сомнения в искренности инициаторов перемен. Серьезно пострадал авторитет президента и всех властных структур. Самое печальное, что это был прямой результат действий прямых подчиненных президента, должностных лиц, которые обязаны укреплять и поддерживать его авторитет, авторитет закона и государственной власти. По причинам, весьма далеким от интересов людей и государства, они превратили избирательную кампанию в фарс, не желая при этом считаться с реальностью или даже целесообразностью. Их действия объективно вели к дестабилизации, созданию очередного очага напряженности, искусственному противопоставлению интересов Москвы и Приморья вместо того, чтобы на основе признания реальности и поиска разумных компромиссов создать условия для нормализации, выхода из кризиса и последующего развития края, потенциал которого весьма велик.
Результат этих усилий после первого тура выборов оказался неожиданным, если не сказать ошеломляющим. Но он был совершенно закономерным. Пока штаб Апанасенко с привлечением всех мыслимых административных ресурсов, говоря на современном политическом жаргоне, “мочил” всех возможных конкурентов с особым упором на Дубинина, Дарькин вел хорошо и грамотно организованную, красивую и позитивную избирательную кампанию. Усилия эти не прошли бесследно. Сбылись поистине пророческие слова генерала Пуликовского о том, что приморцам придется выбирать из наименее обгаженных кандидатов. Они так и сделали.
Сценарий рушился. То, что “назначенный” к выбору приморцев кандидат непроходной, было ясно еще за месяц до выборов. Теперь это стало фактом. И сразу стало так жарко, что стало как-то сразу не до подготовки к зиме, чем так убедительно мотивировали необходимость скорейших выборов.
Нужно было спасать мундир. Но как? Попытка снять Дарькина не прошла. Видимо, еще не было на тот момент политической воли, которая традиционно является самым весомым аргументом в нашем правосудии. Чем ближе была дата второго тура выборов, тем выше становились ставки, тем привлекательнее представлялась перспектива срыва выборов. Как сталь закалялась политическая воля, и ее в конце концов достало, чтобы совершить действие почти ритуальное – снять Черепкова. Смысл этого действа был только один – сорвать выборы, рассчитывая на массовое протестное голосование или неявку избирателей. Рапортовать после этого можно было бы по-государственному важно: “Мы не допустили к власти мафию и экстрасенса”. Тот факт, что результаты первого тура были прямым результатом трудов рапортующих, был бы забыт, а там снова полгода на подготовку новых выборов. Но получилось снова не так. Победил Дарькин. Официальные результаты объявлены. Удостоверение вручено. Присяга принята. Теоретически еще возможны судебные тяжбы, но очевидно, что главного аргумента – политической воли – уже не будет, а значит, и судебных решений, отменяющих результаты выборов, не предвидится.
Так что же теперь? Посмеяться и забыть? Думаю, что нет. Было бы неправильно отнестись к этому как к некоему приморскому казусу. Пример Приморья показателен в силу своих крайностей, вопиющ по форме, но по содержанию все, что там происходит, характерно для большинства регионов и государства в целом. Поэтому очень важно попытаться извлечь уроки из этой истории, подняться до уровня соответствующих обобщений, выходя за рамки частного случая.
Урок первый. Для избирателей
Мы уже почти смирились с тем, что от нас ничего не зависит. Как будто это не мы десять лет назад решили покончить с таким положением и привели нынешних правителей к власти. Приморские выборы показали, что нет, наша воля, наш голос имеют значение. Это наша жизнь, это будущее наших детей и внуков, и мы обязаны принимать решения. Изощренное манипулирование со стороны так называемых политтехнологов и пиарщиков имеет все-таки свои пределы. Информационное цунами, которое обрушилось на Приморье, могло на своем пути смести все. Черное представлялось белым. Ложь - правдой. Низость - достоинством. Подлость - честью. Все было сделано для того, чтобы голова пошла кругом, чтобы оболванить и зомбировать избирателей. Но люди сумели дать достойный и ясный ответ этим циникам и их заказчикам, которые были убеждены, что деньги и властные рычаги, к которым они дорвались, решают все. Приморцы доказали себе и показали всей России, что у них есть свой ум, достоинство и гордость. И не нужно торопиться с выводами по поводу правильности этого выбора, как это поспешили сделать некоторые, в том числе и государственные чиновники высокого ранга. Этот человек должен показать себя в деле, а если он будет делать что-то не так, то у людей, которые его избрали, будут все основания, моральные и юридические, спросить с него за это, а у депутатов краевой думы и федеральных органов власти, включая силовые структуры, все возможности, чтобы помочь им в этом.
Урок второй. Для президента
Это был первый пример “вертикали власти” в действии. Пример неудачный. Но совсем не потому, что”вертикаль” не добилась своего. Это как раз слава богу! Изначально неправильно была поставлена цель: любыми средствами провести к власти человека, к которому благоволил полномочный представитель президента. Средства были затрачены огромные. И не только финансовые. Главное, впустую расходовался кредит доверия к президенту. Расходовался людьми, которые по долгу службы обязаны этот кредит увеличивать всеми своими действиями, а не транжирить его. Ситуация в Приморье давала возможность все сделать ровно наоборот, укрепив тем самым авторитет президента, Конституции, закона и центральной власти.
Приморская эпопея остро высветила необходимость определения четких критериев кадровой политики вообще и в применении к региональным лидерам в частности. Руководить регионом должен человек, имеющий поддержку населения и признающий прерогативы федеральной власти. Это самостоятельный, волевой, грамотный человек, имеющий свой “хребет”, свои твердые устои и принципы, свое видение территории в рамках единого государства, обладающий энергией действия и в то же время гибкий и не генерирующий конфликтов. Понятно, что после долгого периода хаоса, разброда и шатаний многие искренне полагают, что на этих постах предпочтительнее просто хорошие исполнители, люди управляемые, зависимые и несамостоятельные. Это ошибка. За всех все не сделаешь, на каждый случай команды не выдашь. Это у нас уже было. Наверное, поэтому и исчезла с карты мира страна, в которой мы родились, которой гордились и которую любили, – СССР. Управление состоит не в том, чтобы ломать всех через колено, доказывая, кто сильней, а в том, чтобы создавать условия для проявления и реализации талантов и энергии людей. Тогда не нужно будет даже теоретически проталкивать во власть кого-то с помощью хитроумных политтехнологических приемов и византийско-макиавеллиевски-большевистских методов.
Наверное, пришло время существенно расширить и круг людей, привлекаемых к государственному управлению, не ограничивая себя бывшими сослуживцами и коллегами по работе в Санкт-Петербурге.
Урок третий. Для администрации президента
Администрация призвана обеспечивать эффективную деятельность президента. Это в первую очередь предполагает подготовку вариантов решений на основе достоверной информации. В нашем случае эта важнейшая функция выполнялась как бы нехотя. В результате федеральные силовые структуры опасались инициативно докладывать наверх о реальном положении дел (тогда бы пришлось рассказывать о том, что реальность далеко не во всем совпадает со взглядами К. Б. Пуликовского, в то время как их собственное положение от этих самых взглядов, увы, очень даже зависит). Депутата думы С. П. Горячеву не допускали доложить президенту о выполнении лично им данного поручения (В. В. Путин просил Светлану Петровну на месте изучить обстановку в Приморском крае и доложить ему свои выводы). На столах высоких кремлевских начальников до самых последних дней лежали результаты неких”независимых” опросов, утверждающих, что Апанасенко лидирует. Самонадеянность некоторых чиновников администрации практически вела к самообману, на основе которого принимались решения о распоряжении огромными административными и финансовыми ресурсами. Представляется, что главной причиной такого положения было противоречие между администрацией президента и полномочными представителями, проявившееся в данном эпизоде весьма остро. Не вызывает сомнения, что скорейшее разрешение этого противоречия может все поставить на свои места. Это проблема скорее техническая, чем политическая.
Урок четвертый. Для полномочных представителей президента в федеральных округах
Полномочному представителю президента в Дальневосточном федеральном округе ситуация в Приморье давала уникальную возможность не только показать силу федеральной власти, эффективность ее нового звена, но и продемонстрировать свою приверженность закону, способность к гармонизации интересов, поиску оптимальных решений, укрепляющих доверие людей к президенту и центральной власти в целом. К сожалению, удалось показать только силу, да и то не полностью. Угрозы не были реализованы, а некоторые из тех, кому эти угрозы были адресованы, в конце концов и вовсе были призваны в качестве союзников для решения тактических задач.
Не было даже попытки реально оценить ситуацию, увидеть “пейзаж после битвы” таким, какой он есть. Вместо этого было принято решение, которому, как почему-то предполагалось, все были обязаны подчиниться. Когда выяснилось, что “строятся” не все, это стало восприниматься как бунт, который нужно подавить во что бы то ни стало. И пошло-поехало. Для достижения цели все средства стали хороши. Основные телевизионные каналы показывали практически только одного кандидата и клеймили всех остальных, кроме Дарькина, которого в расчет не брали. Как миражи из ниоткуда появлялись газеты-двойники, содержащие чудовищную ложь, на самых видных местах красовались плакаты-растяжки и величественные стенды, на которых без всяких там выборов был обозначен единственно правильный выбор приморцев. Проводились совещания-инструктажи с участием высоких московских гостей, общая тональность которых была проста: “Мы все равно сделаем, как мы хотим. Не проголосуете за Апанасенко, будете сидеть без света, тепла и без денег!” Как тут не вздрогнуть! Дело дошло до того, что даже обычно не отличающаяся единодушием местная дума обратилась с воззванием к президенту: остановите этот беспредел!
Остановиться было еще не поздно. И был вариант, при котором никто не проигрывал. Но решили идти до конца. Пришли. Посчитали и схватились за голову – мафия наступает. Чтобы страшнее было, разыграли суд, на котором свидетелей дарькинских нарушений охраняла живая цепь ОМОНа. Но в Москве, слава богу, решили оставить все как есть. И краевой суд оставил. Стали готовиться ко второму туру. Предсказать результат на этот раз было несложно – побеждал Дарькин. Но уж очень не хотелось этого! Перед самым днем голосования решились-таки попытаться все сорвать, отменив регистрацию Черепкова. Все равно уверенно победил Дарькин. Что бы там ни говорили о легитимности его недоброжелатели, он стал законно избранным губернатором. Есть все основания полагать, что это достоверный результат народного волеизъявления, а вся гиперактивность полномочного представителя и его зама обернулась бесцельной тратой огромных средств и падением престижа президента и центральной власти. А могло и должно было быть совершенно иначе, если бы полпред, его аппарат, зависимые от них федеральные силовые структуры выступили гарантами Конституции, закона, соблюдения честных правил игры, выполняли бы указания президента, наконец, содержащиеся в послании Федеральному собранию. Речь при этом не идет о нейтралитете и безучастности. Напротив, позиция полпреда может и должна быть активной, но эта активность обязательно должна опираться на принципы, и тогда она будет встречать не сопротивление, а поддержку.
Урок пятый. Для законодателей
Опыт проведения выборов в Курской и Тульской областях, в Приморском крае со всей определенностью выявил очевидные пороки нашего избирательного права. Это в первую очередь касается узаконенного судебного произвола в отношении неугодных кандидатов. Какой бы ни казалась привлекательной “революционная целесообразность” сегодня, в долгосрочном плане она будет мстить самим ее апологетам, порождать массовый гражданский нигилизм и отчуждение от государства. Можно по-разному относиться к В. И. Черепкову, но нельзя не признать одного: многочисленные судебные решения в отношении него и его сторонников имели очень мало общего с правом. Законодатели имеют сегодня реальное основание и возможность поставить эту практику вне закона.
Урок шестой. Для кандидатов
Урок, который преподал всем С. Дарькин, пожалуй, самый поучительный, удивительный и отрадный. Оказалось, что победить на выборах можно честно!
Представляю, какой гнев у многих достойных людей вызовут эти мои слова. “Вы что, не знаете, кто за ним стоит? – с ужасом скажут они. – Разве вы не читали? Разве не слышали?”
“Не знаю, - отвечу я. – Хотя много читал и слышал. И те люди, которые проголосовали за него, тоже читали и слышали, а ведь отнюдь не все они бандиты и преступники”. Мне кажется, это добрый знак, когда вопреки традициям, люди поверили не страхам и фобиям, не “сливу”, распечатанному миллионными тиражами, а поверили своим глазам, разуму, чувствам. И дали человеку шанс. Теперь настала его очередь дать шанс людям. То, как вели избирательную кампанию Дарькин и его команда, обнадеживает. В добрый путь!
Урок седьмой. Для всех нас
Сегодня мы все еще на перепутье. Мы до конца еще не поняли, кто мы такие. Мы еще не знаем, какой порядок нам нужен. Демократию мы почему-то стали противопоставлять порядку, а военную организацию и дисциплину с ним ассоциировать. Мы снова по привычке торопимся сотворить себе кумира, все знающего, во всем правого и отвечающего за все, что с нами происходит, с тем чтобы потом привычно обвинить его во всем, что с нами произошло не так. С идеями президентского послания Федеральному собранию, например, согласно абсолютное большинство. Но большинство же и привычно рассуждает: а выполнит или не выполнит? Можно твердо утверждать, что не выполнит, если мы будем относиться к этому как к чему-то, что от нас не зависит, если будем действовать так, как будто это все декларации, а есть еще какой-то тайный, главный смысл, который-то и правит бал. Когда люди, подчиненные президенту, действуют так, возникает ощущение, что в жизнь внедряется новый двойной стандарт, почище прежнего, а вслед за этим и бессилие, неверие, апатия. Но у нас еще есть выбор. Либо общество сумеет высвободить колоссальную энергию таланта, инициативы способностей и труда каждого отдельного человека, либо снова, как это много раз бывало в нашей истории, политическая, экономическая, культурная и духовная жизнь будет монополизирована узкой группой избранных (теперь уже без выборов), индивидуальные свободы и энергия людей подавлены, а линейная система военного управления будет основой организации общества. Историческая перспектива этого выбора такова: либо наша страна пойдет вперед, по пути развития, сочетая свою самобытность с лучшими достижениями современной цивилизации, либо Россия повторит судьбу Советского Союза. Выборы в Приморье показали, что у нас есть шанс. И в этом урок для России.