Когда ослепнет последний маяк…
Судоходство в прибрежной зоне Приморья становится все опасней. Уже сейчас только в окрестностях Владивостока не функционирует более 10 маяков. Причина тому в разграблении навигационного оборудования охотниками за цветным металлом.
Судоходство в прибрежной зоне Приморья становится все опасней. Уже сейчас только в окрестностях Владивостока не функционирует более 10 маяков. Причина тому в разграблении навигационного оборудования охотниками за цветным металлом.
Энергетические установки маяков пользуются особой популярностью у вандалов – слишком много оборудования содержит дорогостоящие и так привлекательные для грабителей цветные металлы. Это и конденсаторы, и алюминиевые контакты. Разобрав только одну установку, воры обеспечивают себе безбедную жизнь по меньшей мере на месяц.
Да, все подобные установки надежно защищены: сами источники питания закрыты специальным стальным кожухом и обнесены прочной металлической сеткой. Но, как показывает практика, такая защита действенна только от хулиганов. Для охотников за цветметом все эти технические ухищрения серьезной помехой не являются.
На мысе Табизина, что на острове Русском, к примеру, неизвестные злоумышленники спокойно перекусили сетку и умудрились с легкостью распилить специальный тугоплавкий сплав защитного колпака. Как это им удалось, до сих пор неизвестно, ведь сплав кожухов энергетических установок славится прочностью и практически не поддается резке – его по идее не берут ни автоген, ни пила.
Впрочем, как говорят специалисты, эра дилетантов в этом бизнесе проходит. Современный охотник за цветным металлом – это не бомж, укравший алюминиевый чайник на чьей-то даче. Нынешние “цветники”, по крайней мере те, кто профессионально занимается подобного рода деятельностью, хорошо экипированы. На смену банальным топорам и ножницам пришли специальные механизмы с абразивными режущими кругами и автономными источниками питания.
Да, неработающий маяк – это угроза для безопасности мореплавания. Но это лишь одна сторона медали. Попытки разукомплектовать маячную энергетическую установку могут привести к последствиям куда более печальным. Охотники за цветным металлом даже не представляют, какой опасности они подвергают себя и окружающих. Все дело в том, что в качестве источника энергии на маяках по большей части используются радиоизотопные термоэлектрические генераторы - изотопные установки типа ИЭУ-1. Основное рабочее вещество в подобных генераторах – радиоактивный стронций-90.
К великому счастью, на Дальнем Востоке еще ни одному деятелю не удалось развинтить саму изотопную установку – техника надежная и разобрать ее возможно только в заводских условиях. Тем не менее, по данным “В”, попытки такие охотниками за цветметом предпринимались. На нескольких неохраняемых маяках при плановом обслуживании специалистами ТОФ неоднократно обнаруживались следы подобных деяний.
Что произошло бы, если бы хоть одна такая попытка увенчалась успехом? Начальник маячной службы ТОФ капитан 1-го ранга Владимир Павлюковский отвечает неохотно: “Был такой случай, правда, на Северном флоте. Закончилось все печально. Те люди, которые разобрали изотопную установку, уже на этом свете не живут. Недолго мучились”.
Стронций-90 – радиоактивное вещество с периодом полураспада 28,3 года. Как говорят специалисты, если без соответствующей защиты подойти ближе чем на три метра к “таблетке”, извлеченной из генератора, все закончится быстро – онкологическим диспансером, а затем могильным холмиком.
И хорошо, если вскрытие установки произойдет в безветренную погоду – тогда клиентом похоронной конторы станет только сам злоумышленник. Если же ветер разнесет радиоактивную пыль, число пострадавших может быть значительным.
Стронций-90 считается одним из самых опасных элементов. При его распаде образуются бета-частицы, при этом их воздействие на живую ткань чрезвычайно сильно. По своей химической природе стронций - аналог кальция, входящего в состав растительных тканей. Он составляет основу скелета позвоночных животных. Попав в организм человека, стронций накапливается в костях и замещает кальций, поражает все жизненно важные органы. Словом, результаты бездумных попыток мгновенного обогащения могут оказаться сопоставимыми с последствиями печально известной ядерной аварии в бухте Чажма в 1985 году.
Разукомплектование силовых электрических подстанций, снятие кабелей стало в Приморье уже привычным явлением. Но чтобы снимать на прибрежной акватории гидрографические знаки, вешки и буи – это как-то не укладывается в сознании. Тем не менее воровство на воде приняло массовый характер.
В конце прошлого года, к примеру, неизвестные злоумышленники вблизи Владивостока умудрились снять 11 буев, около 20 гидрографических знаков похищены уже в этом году. Всего же с начала 2001 года объекты гидрографической службы Тихоокеанского флота более 50 раз подвергались набегам охотников за цветным металлом.
Объектами нападения злоумышленников часто становятся створные знаки, светящиеся буи и вешки. Дело в том, что в корпусе буя располагаются мощные аккумуляторные батареи, которые пользуются особой популярностью. Такие батареи частенько можно встретить в лодочных гаражах на побережье – уж больно удобная вещь – безотказная и долговечная, как вся военная техника. А коли в народном хозяйстве есть спрос на подобного рода агрегаты, всегда найдутся специалисты, готовые обеспечить предложение.
- В районе бухты Улисс, - рассказывает начальник маячной службы ТОФ капитан 1-го ранга Владимир Павлюковский, - мы вынуждены были даже поставить буи на специальную платформу, прикреплять плафоны специальными болтами, которые невозможно развинтить или срезать. Но, как выяснилось, ничего невозможного для охотников за флотскими сокровищами нет – буи открутили, а спецболты – спилили.
Ущерб от грабителей огромен. К примеру, один буй, за который охотники за цветным металлом выручат максимум тысячу, на самом деле стоит в 150 раз дороже, а для того чтобы приобрести 10 метров якорь-цепи, сейчас гидрографической службе ТОФ приходится выкладывать около 500 долларов.
Спрос рождает предложение. И пока есть спрос, нельзя исключить ситуацию, когда все побережье попросту ослепнет. К чему это приведет, может представить себе каждый – благо живем в морском крае.
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно еще об одной краже. На этот раз злоумышленники похитили медную рынду, висевшую прямо у входа в особняк гидрографической службы. Рында провисела всего лишь несколько дней.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"