Первое негосударственное

10 лет назад, 28 июня 1991 года, регулярное вещание начала телекомпания “Восток-ТВ”. Это сегодня у нас есть выбор: бери телевизионный пульт и щелкай кнопками, переключаясь с канала на канал. Тогда же это было событие – “ВТВ” стало первым негосударственным телеканалом Приморья.

27 июнь 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №997 от 27 июнь 2001

10 лет назад, 28 июня 1991 года, регулярное вещание начала телекомпания “Восток-ТВ”. Это сегодня у нас есть выбор: бери телевизионный пульт и щелкай кнопками, переключаясь с канала на канал. Тогда же это было событие – “ВТВ” стало первым негосударственным телеканалом Приморья.

Накануне юбилея корреспондент “В” встретился с генеральным директором и одним из создателей “Восток-ТВ” Борисом Шварцем. Получился монолог – о времени, о творчестве и конечно же о телевидении…

Как все начиналось

          Ничто, в том числе телекомпании, не возникает в одночасье. Так и идея о создании во Владивостоке коммерческого ТВ появилась еще в 1989-м. Это сегодня перестройка и гласность стали историей, а тогда люди жили этим и ждали перемен.

          - В тот год я ушел с государственного ТВ, - рассказывает Борис Павлович. – Я многое умел и знал, но из-за заорганизованности и заданности, которые там царили, перестал получать удовлетворение от работы.

          Вместе с другими журналистами, среди которых были и такие мэтры, как Валентин Ткачев, Юрий Полещук, Валентин Кнапп, Валентин Лихачев, стал работать в АО “ДЕЛИН”, которое как раз и создавало новые, независимые СМИ. Было там и телеподразделение. Уже тогда мы своими силами снимали продукцию по заказу фирм и организаций, делали собственные фильмы.

          Пожалуй, самым значительным стал цикл о строительстве в Приморье атомной электростанции. Он не претендовал на высокую художественность. Журналисты пытались ответить на обычные, волнующие всех вопросы: насколько это опасно и насколько необходима АЭС краю. Вообще же мы просто пытались отражать процессы, изменения и споры, происходившие в обществе.

          “Восток-ТВ” возник не без помощи КПСС. В декабре 1990 года первый секретарь крайкома партии Анатолий Сергеевич Головизин пригласил Валентина Ткачева и предложил создать новое телевидение. Человек этот отличался и отличается передовыми нестандартными взглядами, и до сих пор “ВТВ” поддерживает с ним тесные контакты.

          Итак, “добро” было дано. Однако ни партийных денег, ни коммунистического протектората не было. В феврале 1991-го мы зарегистрировали АОЗТ “Восток-ТВ”, “Приморскуголь” внес вклад в виде съемочно-монтажного комплекта и двух бытовых видеомагнитофонов. От КПСС было лишь помещение – три комнатки в здании Политпросвета (ныне один из корпусов ДВГУ).

          Телевизионное оборудование пришлось собирать с миру по нитке. И нитки те были, надо признать, худыми. Был момент, когда готовую передачу транслировали в эфир с экрана монитора, делая съемку на камеру. Соответственно качество продукции было низким. В коллективе начались споры – вещать или не вещать? Кто-то говорил, что следует подождать, подкопить силы и возможности, но все же победило другое мнение: обязательно выходить в эфир, заявлять о себе, рассказывать о планах и задумках на будущее. Зритель должен нас знать. Первый выход в эфир состоялся 27 мая.

Первопроходцы

          Учиться пришлось на ходу. И не только техническим премудростям. Мы хотели дать людям то, чему вряд ли найдется место на официальном телеканале. Его задача, как известно, отражать жизнь государственной машины, а потому там непременно покажут проблемы промышленности и сельского хозяйства, работу социальных служб. Мы же решили показывать прежде всего человека, показать многообразие его духовной жизни, переживания, надежды, поиск.

          Самым сложным было найти такие темы, а отыскав интересное и необычное – раскрыть, подать, попытаться вложить суть в ограниченный рамками времени сюжет. А главным правилом для нас стало, как у врачей, “не навреди”. Как отразится сюжет в душах зрителей, как слово отзовется? Приходилось даже отказываться от сложившихся за долгие годы мнений, стереотипов, учиться по-новому оценивать факты.

          Героями наших передач становились люди творческие – от мастеров признанных жанров и направлений до героев андеграунда. Стали делать передачи для женщин, семейные программы. И конечно же показывали иностранные фильмы и сериалы, которые тогда зрителю были еще в новинку.

          Ставку сделали на семейное телевидение. Это вовсе не означает, что мы хотели усадить всю семью перед телевизором, ведь “ящиком” жизнь не ограничивается. Семейное - значит доброе, познавательное, объединяющее людей.

Соперничество – это хорошо

          Вскоре пришло совсем другое время, и мы перестали быть единственным негосударственным телеканалом. Началась конкуренция. Вернее соперничество, борьба за внимание зрителя. Встала задача быть интереснее, оперативнее, качественнее других.

          Все мы работаем в одном и том же информационном поле. Каждый вечер по разным каналам зрители видят одни и те же новости. Чтобы как-то выделиться из массы, репортер должен быть личностью. Если ему есть что сказать людям, если у него есть собственное мнение, необычный взгляд на жизнь, фантазия, то и продукция получается интереснее, чем у других.

          Однако есть еще одна составляющая успеха: телевидение – продукт высоких технологий, и без современной (читай – дорогой) аппаратуры делать здесь нечего. Времена, когда изголодавшиеся по информации люди могли “съесть” почти кустарную продукцию, прошли. Только один раз – в момент создания “ВТВ” получил оборудование со стороны. Все остальное куплено на средства компании.

          Случалось, что телекомпании с момента создания получали роскошную материальную базу от учредителей, расплачиваться же пришлось ангажированностью. Хотя… трудно в наше время найти по-настоящему независимые СМИ. Отойти от такой зависимости, нивелировать ее, сгладить и, несмотря ни на что, продолжать удивлять зрителя, постоянно генерировать новые идеи – разве это не есть настоящий профессионализм?

          Однако найти толкового журналиста непросто, несмотря даже на то, что набор на факультет журналистики увеличился в несколько раз. А потому воспитание кадров – еще одна необходимая часть успешной работы. Не все наши корреспонденты - профессиональные журналисты, многие пришли из других профессий, но сумели стать отличными репортерами, ведущими программ.

          Наши люди постоянно учатся, а каждый промах в эфире для нас – ЧП, будь то даже “всего лишь” неправильное ударение в слове, произнесенном диктором. Сотрудники компании (и не только те, кто “вещает”) специально занимаются русским языком и речью с преподавателями академии искусств, ведь мало иметь что сказать зрителю, нужно уметь грамотно, доходчиво и даже изящно донести мысль.

          Как-то профессор Розенталь сказал, что в русском языке примерно 200 тысяч слов, а словарь районной газеты состоит из 500. Не знаю, подсчитывал ли кто-то лексикон телеведущих, только все речевые недостатки и ошибки и без того видны. Хороший ляп можно услышать и от провинциального, и от центрального журналиста.

О будущем – с оптимизмом

          Сейчас “Восток-ТВ” строит свой дом. И это не блажь, а необходимость. Компания переехала в новое, просторное, но совершенно не приспособленное под телестудию помещение, которое еще долго придется доводить до ума.

          В основе технической политики – переход на цифровые технологии. Правда, пока только на стадии подготовки программ – цифровых наземных передающих средств связи в Приморье до сих пор нет, и “вещать в цифре” пока никто не может. Но по крайней мере на “своем” этапе за качество программ работники “Восток-ТВ” ручаются. Телекомпания существенно выросла в техническом оснащении. Сейчас идет оснащение новой аппаратной для производства программ и вещания, строится съемочный павильон.

          Сотрудники “ВТВ” работают в постоянном поиске, а значит, будут новые интересные программы, новые встречи, новые люди.

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, "Владивосток"