Башмаки Вадика Мотькина просят каши
Жители Приморья не понаслышке знают, что такое наводнение, поэтому сразу откликнулись на беду Якутии, которой нынче досталось от природы как никогда: отправили в пострадавшие районы контейнеры с рыбными консервами, одеялами, одеждой, а детей из Ленска пригласили на лето отдохнуть и подлечиться во Владивостоке.
Жители Приморья не понаслышке знают, что такое наводнение, поэтому сразу откликнулись на беду Якутии, которой нынче досталось от природы как никогда: отправили в пострадавшие районы контейнеры с рыбными консервами, одеялами, одеждой, а детей из Ленска пригласили на лето отдохнуть и подлечиться во Владивостоке.
Сейчас о них изо всех сил заботятся в санатории “ Тихоокеанский”, хотя якутский фонд соцстраха сумел оплатить пока лишь половину стоимости путевок на 94 ребенка, и неизвестно, будет ли вообще вторая половина.
- Но мы стараемся делать для этих ребят все возможное, - говорит менеджер санатория Галина Марейчева, - к примеру, чтобы пятиразовое питание у них было особо калорийным и витаминным: каждый день фрукты, соки. У нас богатый комплекс лечебных процедур, и они нужны каждому из 94 мальчиков и девочек – ни для кого не прошел бесследно месяц, который они провели в своем затопленном городе.
Некоторые из детей сегодня еще не знают, где они будут жить, когда 17 июля вернутся в Ленск. Вот Аня Копейкина: ее дом разбушевавшимся потоком оторвало от фундамента и снесло в огород неблизких соседей по улице. По бывшей улице, ведь ее больше нет.
- У нас в городе уцелели только каменные дома, - рассказывает воспитатель Ирина Клюкина, - а большинство-то было – двухэтажные деревянные да частный сектор. Например, поселок Салдикирь река снесла полностью.
Наводнение закончилось в мае, но и сейчас, в июне, когда Ирина Ивановна и ее коллеги собирали детей для отправки в Приморье, в городе почти повсеместно еще не было электричества:
- А готовились в дорогу мы вечером, в темноте. Можно сказать, впопыхах. Нам привезли из Владивостока авиабилеты на чартерный рейс, надо было срочно собрать всех ребят - и в автобус до Мирного, где аэропорт. Многие даже “сменку”, то бишь запасную одежду с собой не захватили, а у некоторых ее и не было.
Да, когда через твой дом прошла река и вымыла из него буквально все, что находилось внутри, ты вряд ли скоро пополнишь свой гардероб...… Больше всего проблем у ребят сегодня с обувью. 11-летний Вадик Мотькин озабоченно смотрит на пальцы, вылезающие из башмаков:
- Ирина Ивановна, что делать? Туфли мои совсем разваливаются. Они же в воде были, расклеились, и вот – не выдержали. В чем ходить?
- Давай знаешь что сделаем? Ты купи клей, ну, например, ПВА или “Момент”, а я твою обувь попробую заклеить.
Мальчишка потупился:
- А у меня денег на клей нету.
Денег нет не только у него. Ну сколько могли дать своим детям на карманные расходы обездоленные жители Ленска? Рублей по сто, двести.
- Мы их сразу проели, - признались ребята корреспондентам “В”. – Так сладкого хотелось!
Во время наводнения они не голодали, продовольствие в город доставлялось, но о конфетах или, скажем, пряниках приходилось только мечтать. А тут повсюду всякие “Баунти” продаются, “Спрайты”, разнообразным мороженым торгуют прямо у двери в трехэтажный санаторный корпус, в котором поселили детей из Якутии… Словом, смотри да облизывайся.
Впрочем, это, наверное, не главное. Галину Марейчеву до слез расстраивает, что у нее не получается обеспечить детям увлекательную “культурную” программу: везде за входные билеты требуют деньги, а их на развлечения нет ни у ребят из Якутии, ни у санатория, которому выжить сегодня очень непросто. У “Тихоокеанского” нет даже автобуса, чтобы повозить детей по городу, на Шамору, в музеи.
- Поехали мы с ними в центр на электричке, погуляли по набережной, - Галина Аркадьевна разводит руками, - в дельфинарий десятку за билет платить надо, просила детей бесплатно пустить – ни в какую. В Спортивной гавани аттракционы заманчивые – нам тоже не на что.
Так что свободное от оздоровительных процедур время пятилетний Алеша Романов, семилетний Ярослав Карнаухов, восьмилетние Соня Выборова, Лиза Калашникова и еще 90 ребят из Ленска в основном проводят возле своего третьего корпуса: бегают (случается, подошвы на ходу отпадают), играют в классики, вышибалу. У них есть один мяч, одна скакалка и один обруч “хула-хуп”.
До 16 июля, когда детям придет пора возвращаться, еще уйма времени. Может, найдутся для них “шефы”, не бедствующие предприятия, фирмы, просто добрые люди? Тапочки пацанам купить или, к примеру, билеты в дельфинарий, а?
Автор: Светлана ЖУКОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"