Последний оброк
Вечером 21 мая мне позвонила супруга моего товарища (их дочь в этом году оканчивает 11-й класс) и предложила послушать, какую запись в своем дневнике сделала по настоянию классного руководителя без пяти минут выпускница. “Господа родители! Немедленно, не позднее 23 мая, вы должны сдать деньги по следующему списку: 1) за питание на шести экзаменах - 1800 рублей; 2) за подарок классному руководителю - 400 рублей; 3) за подарок на “Память школе от выпускников” - 1000 рублей; 4) за внимание к директору школы - 1000 рублей (но не менее 700 рублей); 5) на выпускной вечер (приедут два известных артиста эстрады и будет дискотека с лазерным фоном) - 750 рублей. Немедленно распишитесь, что ознакомлены, а затем лично или через ребенка сдайте эту сумму”.
Я не утерпел и под видом отца отправился в школу. Классная руководительница моему приходу очень обрадовалась:
- Посмотрите, ребята. Вот пришел папа Веры. Он уже принес деньги. Кто из вас еще принес?
Поднялось четыре руки. Учительница хорошо поставленным голосом продолжила: “Всем запомнить: 23 мая - последний день!” Я почувствовал себя весьма неуютно. Мы вышли в коридор, и классный руководитель без обиняков мне предложила: “Давайте деньги. Я запишу потом в тетрадь”. Пришлось разоблачаться. Уж не знаю, что в эти секунды пронеслось в голове классной руководительницы, но она тут же зачастила:
- Если вы думаете, что цифры не те, то можем зайти к директору. Покажем протокол заседания президиума членов общешкольного родительского комитета. Там эти цифры указаны. Мы отсебятиной не занимаемся! Вы же знаете, какие продукты сейчас дорогие! А как важно обеспечить сервис и выпускникам во время экзаменов, и членам комиссии, и людям из города (имеются в виду представители Московского комитета образования или окружного комитета образования. - И.Н.)!
- Не слишком ли дорог этот сервис? - усомнился я.
Ответ учительницы глубоко потряс меня своим простодушием:
- А что, директор школы недостойна благодарности?! И ведь если я, классный руководитель, не подскажу, что и ко мне нужно проявить внимание, то они сами ни за что не догадаются! Неужели вы думаете, что это большие деньги за то, что я проверяла их дневники, возилась с детьми, просила своих коллег ставить им хорошие отметки?
Пока она это говорила, я мысленно умножил 400 рублей на 24 ученика. Итоговая “забота” классной руководительницы тянула почти на десять тысяч рублей. А классный руководитель продолжала тараторить:
- Да и учителя-предметники, и лаборанты, которые будут обслуживать детей, тоже должны хоть что-нибудь получить. Сами знаете, какие у педагогов зарплаты.
Я развел руками и сказал, что завтра деньги обязательно принесу. А классный руководитель, провожая меня до дверей школы, уже строила догадки по поводу моего прихода.
- Вы, наверное, дядя? Не знаю, почему для вас эти деньги кажутся большими? Ведь ваш шурин работает начальником автобазы, а ваша сестра - врач-педиатр. Неужели это для вас дорого?
Я не стал разубеждать классного руководителя, что никакой я не родственник. Просто позвонил своим друзьям и сказал им:
- Ребята, заплатите оброк. И обязательно скажите своей дочери, что чем старше она будет, тем чаще и больше ей придется откупаться от разных организаций...
Первый урок, как это ни прискорбно признавать, ей преподали в школе.
Автор: Игорь НЕХАМЕС, "Учительская газета" в Интернете