На златом горшке сидели…
Компания “Норд” готовится в нынешнем году приступить к разработке коренного месторождения золота “Приморское” на восточном склоне Сихотэ-Алиня в Тернейском районе. В год предприятие рассчитывает получать здесь до тонны драгоценного металла. Если учесть, что на сегодняшний день все семь действующих приморских компаний из россыпей добывают не более 150 килограммов золота, то это, конечно, будет заметный рывок вперед. Однако своего максимума, отмеченного в 1987-1992 годах, когда край давал в золотую копилку страны до полутора тонн, достичь, судя по всему, в ближайшее время пока еще не удастся.
Компания “Норд” готовится в нынешнем году приступить к разработке коренного месторождения золота “Приморское” на восточном склоне Сихотэ-Алиня в Тернейском районе. В год предприятие рассчитывает получать здесь до тонны драгоценного металла. Если учесть, что на сегодняшний день все семь действующих приморских компаний из россыпей добывают не более 150 килограммов золота, то это, конечно, будет заметный рывок вперед. Однако своего максимума, отмеченного в 1987-1992 годах, когда край давал в золотую копилку страны до полутора тонн, достичь, судя по всему, в ближайшее время пока еще не удастся.
Недра хранят свои тайны
Может ли золотодобыча сказать свое слово в экономике края?
- Золотом заражено все Приморье, - объясняют в комитете по природным ресурсам администрации края. – У нас есть достаточно большие объекты коренного, или, как его еще называют, рудного золота. Вкладывай в них деньги – и будет отдача.
Коллеги из одноименного комитета, подведомственного министерству природных ресурсов, более сдержанны в своих оценках.
- По россыпному золоту перспективы в крае очень низкие, - считает заместитель председателя федерального комитета природных ресурсов Владимир Оковитый. – У нас сам рельеф не способствует россыпеобразованию. Более реально наращивать золотодобычу за счет его коренных запасов. Но эти объекты имеют, как правило, довольно низкое содержание благородного металла, что определяет и низкую их рентабельность. С точки зрения экологии, разработка коренных месторождений более оправданна, чем россыпных. Слишком большой урон наносят природе старатели. А мы ведь доподлинно не знаем, как это аукнется в дальнейшем.
Приморье никогда не вызывало особого интереса у государства как золотодобывающий район. Основные капвложения на поиск, разведку и эксплуатацию месторождений драгоценного металла направлялись в Хабаровский край, Магаданскую и Амурскую области, Чукотку и Якутию. Приморскому краю доставались крохи. Когда государственный ручеек и вовсе иссяк, не нашлось горнодобывающих компаний, которые бы вложили деньги в поиск и разведку новых объектов, изучение флангов уже существующих (геологическая мудрость: “Ищи руду возле руды” давно проверена временем). Удивительно ли, что и по сей день наши недра хранят свои тайны. Объекты коренного золота не изучены до конца, о них можно судить только по предварительным поисково-оценочным работам.
Забытая новинка
В Приморье на рудное золото целенаправленно изучался только восточный склон Сихотэ-Алиня, где было открыто два месторождения: “Приморское” и “Салют”. Лицензии на оба получила компания “Норд”, держателем 50 процентов акций которой является “Дальполиметалл”. Недропользователи сумели привлечь инвестиции, провели технологическое исследование руд на “Приморском”, привлекли ученых к разработке технологии по их обогащению и вплотную подошли к тому, чтобы развернуть на этом месторождении производство.
Привычное представление о реализации подобного горнорудного проекта – это обязательно стационарный рудник с капитальными строениями, всей необходимой инфраструктурой. Но найдите сегодня предпринимателей, которые рискнут пойти на такие огромные затраты. Тем более “Приморское” относится к числу низкопробных месторождений, в его рудах содержится большое количество серебра. Поэтому ставка делается на технологию кучного выщелачивания, используемую уже в Якутии и Амурской области на малорентабельных объектах. Для Приморья это будет первый такой опыт.
- Все новое – это хорошо забытое старое, - рассказывает Владимир Оковитый. – Когда еще не было обогатительных комплексов, такой способ применялся для разработки всех типов месторождений. Сейчас другие реагенты, появилась полимерная пленка, не позволяющая химикатам уходить в почву, но принцип-то древний. Частично раздробленная горная порода высыпается в лотки – «кучи» (отсюда – «кучное»), которые орошаются растворами с цианидами натрия. Под их действием и происходит выщелачивание. Технология дешевая, очень доступная, не требует строительства капитальных сооружений. Вместо них выручат модульные установки.
- А для природы цианиды не обернутся бедой?
- Десятисантиметровая пленка предотвратит их попадание в почву. Предприниматели ведь тоже считают копейку, и никто из них не хочет раскошеливаться в случае экологического ущерба. При соблюдении всех требований эту технологию можно назвать экологически безвредной.
Раздолье для инвесторов
В свое время в крае были попытки разработки других объектов коренного золота. Около полутора тонн добыто на месторождении “Прогресс” в районе Находки. Потом артель “Океан” распалась, объект забросили, посчитав его нерентабельным. Немного позанимались также рудным золотом в районе города Фокино и также его оставили.
Обнадеживающие прогнозы - по приморским меркам - сделаны по золоторудному месторождению “Глухое”, запасы которого составляют не менее 60 тонн. Американские горнорудные компании обычно не берутся за разработку, если объект не тянет на сто тонн золота. Но вот парадокс – именно американская компания “Невада манхеттенгруп” выиграла конкурс по “Глухому” и получила сквозную лицензию (на основе коммерческого риска) на его разведку и эксплуатацию.
- В лицензии четко оговаривается, в какие сроки необходимо завершить разведку, когда защитить запасы и начать добычу, - объясняет заместитель председателя комитета по природным ресурсам администрации края Владимир Шлемченко. – Но ни один из этих пунктов не выполнен до сих пор, и сейчас ставится вопрос об отзыве лицензии. Так что первый опыт с привлечением иностранных инвестиций в золотодобычу не оправдал своих надежд. Хотя примеры успешного сотрудничества в этой отрасли с зарубежными партнерами есть и в Хабаровском крае, и в Магаданской области. По-видимому, к нам иностранные инвесторы продолжают приглядываться.
Отечественные компании тоже интересуются, предложений по разработке золоторудных месторождений поступает немало, хотя пока больше на уровне дальних подходов, взвешивания всех за и против.
Россыпушка, не подведи!
Если о добыче золота из коренных месторождений сегодня можно говорить в будущем времени, то золотоносный песок, как издавна, продолжает промываться. На севере в бассейнах рек Большая Уссурка, Бикин, Алчан и других некоторые россыпи бедными не назовешь, они могут отдать до полутора тонн золота.
В советские времена крупные артели “Приморский прииск” и “Россия” работали сразу на нескольких объектах, мобильно перебрасывая технику и людей с одного участка на другой. Теперь от тех артелей остались лишь небольшие осколки, хоть и именуют они себя громко золотодобывающими компаниями. Лучшая из них на сегодняшний день – “Диада”, сдающая в год 50-60 килограммов благородного металла.
В основном старатели обрабатывают россыпушку по одному ключу и зависят очень от многих обстоятельств, включая погоду. В тайфун может размыть полигон, залить его, а ведь золото из воды черпать нельзя, оно моментально уходит.
Чтобы начать промывочный сезон, нужно иметь технику, купить ГСМ, запастись продуктами. На что? Со стороны государства нет авансирования закупки золота, поэтому без кредитов коммерческих банков выкрутиться не получается. За них потом приходится рассчитываться весь промывочный сезон. Заканчивается ноябрь, а тут еще цены подскочили, выросли долги по налогам. Хорошо бы хоть как-то свести концы с концами и не остаться у разбитого корыта.
А если вдруг неподтверждение запасов? Чтобы получить грамм золота, нужно перелопатить не меньше двух с половиной тонн грунта – это из довольно богатого месторождения. Объемы грунта неизмеримо вырастают, когда объект не оправдывает своих надежд. Тогда сезон вообще идет насмарку. Такие случаи в Приморье уже тоже были.
Вот почему старатели говорят, что добывать кедровые шишки намного выгоднее, чем золото. Риска и потерь гораздо меньше.
Несостоявшийся Клондайк
Все добытое в крае золото отправляется сначала на аффинажный завод в Красноярском крае (недавно такой завод был построен еще и в Магаданской области), где освобождается от примесей, и только после этого выполняются денежные расчеты на химически чистый металл. Слитки скупает Гохран и рассчитывается за него с предприятием, или, как мы уже говорили, золото забирают банки в погашение кредитов.
В зачет Приморскому краю идет еще также золото, добываемое попутно при разработке вольфрамовых руд (это значительно больше, чем намывается из россыпей). В составе такой руды присутствуют медные минералы, содержащие очень тонкие включения благородного металла. Медный концентрат в России не перерабатывается, но его весь с превеликим удовольствием готовы скупать японцы. Наше основное вольфрамовое предприятие Приморский ГОК с таким же удовольствием готово отправлять концентрат за рубеж. Но он не волен в своих действиях - экспортную квоту должен утвердить президент. Каждый год на этот счет возникают очень большие проблемы, в нынешнем году такого указа президента нет до сих пор. В результате Приморский ГОК затарен медным концентратом под завязку.
Вот таким несостоявшимся Клондайком оказывается на поверку Приморский край. Золото блестит, но руку никак не золотит.
Может быть, больше нам повезет с алмазами? После находок кристаллов в Лесозаводском районе мечтать об этом можно с полным основанием. Крупные отечественные компании “Алроссо” и “Сибнефть” готовы вложить большие деньги в поиски в Приморье месторождений драгоценного камня.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"