Ирония судьбы, или Как китайцы делают деньги на истории
Далянь, КНР. Эта улица с булыжной мостовой и кирпичными зданиями, расположенная недалеко от центра города, будто перенесена в азиатский порт из Москвы. В конце виднеется отштукатуренная гостиница, вот небольшое зданьице со шпилем, напоминающее православную часовню, а центр отдыха издалека похож на Большой театр.
Далянь, КНР. Эта улица с булыжной мостовой и кирпичными зданиями, расположенная недалеко от центра города, будто перенесена в азиатский порт из Москвы. В конце виднеется отштукатуренная гостиница, вот небольшое зданьице со шпилем, напоминающее православную часовню, а центр отдыха издалека похож на Большой театр.
Однако новизна зданий и отсутствие арендаторов в их офисах и магазинах говорит о том, что улица создана недавно. “Улица Русской Традиции”, в которую был вложен 21 миллион долларов, представляет собой как отремонтированные исторические здания, так и только что построенные в стиле, идеализирующем прошлое русской колонии, включавшей в себя Порт-Артур.
Тогда как некоторые страны вспоминают о своем колониальном прошлом с гневом и стыдом, власти Даляня пытаются заработать на нем деньги, организовав специальную муниципальную фирму по восстановлению улицы. Они также вложили 61 миллион долларов в японский микрорайон, надеясь привлечь туристов и построить дома для нуворишей.
“Правительство хочет, чтобы эти улицы процветали, чтобы зарубежные гости инвестировали в них свой капитал, - говорит менеджер проекта “Русская улица” Жу Либин. - Не нужно будет ехать за рубеж. Можно посетить кусочек заграницы прямо здесь”.
В Даляне, крупном городе на северо-востоке Китая, 5,4 миллиона жителей. Сейчас в нем огромное количество небоскребов, новостройки видны по всему городу. На уютных оживленных улицах много магазинов и ресторанов с красными фонарями. В глубоководном порту кипит работа: согласно отчетам городской администрации, торговля растет на 11,1 процента ежегодно. Глядя на чистые улицы и быстрыми темпами развивающийся иностранный бизнес, можно подумать, что вы находитесь в Японии или Корее, а не в типичном китайском городе.
Стратегическое положение Даляня на Ляодунском полуострове, протянувшемся вдоль Корейского залива, более полувека привлекало иностранцев. Россия контролировала эту территорию в 1898-1905 годах до своего поражения в русско-японской войне. После второй мировой войны Советский Союз, согласно Ялтинскому договору, вновь захватил город до 1955 года.
Империалистическая Япония заслужила очень недобрую славу за свои зверства на территории оккупированного Китая. До сих пор потомки жертв экспериментов, которые японские врачи-бактериологи проводили на китайцах, а также корейские женщины, которых заставляли оказывать сексуальные услуги японцам, возмущены тем, что Япония так и не извинилась перед ними.
Китайцы судятся с правительством Японии, пытаясь получить компенсацию за преступления ее армии на территории Китая. Вероятно, чтобы не травмировать общественное мнение, администрация города отказалась от намерения назвать микрорайон “Улицей Японской Традиции”. Сейчас это просто улица Наншань.
“Многие жители не принимают ее, - признает Ли Ян, генеральный директор проекта. - Здесь много старых солдат, которые воевали с японцами, и они до сих пор живут в этом районе. Поэтому название “Улица Японской Традиции” отменили”. По отношению к народу ирония получилась бы действительно очень злой.
К русским отношение гораздо мягче. “В старые времена русских называли “большими носами”, - говорит господин Жу. - Но советские друзья помогли освободить Далянь от японцев и построить его. Поэтому у нас очень хорошие отношения с русскими”.
Кто-то может спросить: что за странная ностальгия по временам, когда городом владели иностранцы?
Ответ на этот вопрос, как и на многие другие вопросы по поводу китайской, помешанной на бизнесе, формы коммунизма, лежит в прибыли. Недвижимость в районе улицы Наншань будет одной из самых дорогих в городе
(1680 долларов за квадратный метр), сказал Ли. Русская улица тоже должна приносить огромный доход. Кроме того, власти уже нашли инвесторов из Тайваня, Японии, Гонконга и России, и только на Русской улице ожидается более двух миллионов посетителей в год.
Восемь зданий на улице - исторические, остальные построены при помощи архитекторов Хабаровского технического университета. Русских привлекли к работе потому, что первоначальные проекты не понравились тогдашнему мэру Даляня Бо Силаю, очень образованному человеку, который решил, что предложенные греческие колоннады и римские фасады не очень соответствуют классическому русскому стилю, рассказывает Вера Лучкова, заведующая кафедрой архитектуры университета.
С точки зрения русских, в проекте было огромное количество глупейших ошибок. Китайцы сначала хотели, чтобы у них на улице были Кремль и Красная площадь. Это выглядело бы так же нелепо, как модель Вестминстерского аббатства или Британского парламента в Гонконге. Но русские не соглашались ни в какую, объясняя, что “только царь или президент могут жить в Кремле”.
Вместо этого российские архитекторы достали архивные фотографии и схемы, предложив исторически точную улицу. “Работа была очень интересная, и все работали очень быстро. А когда китайцы делают все быстро, то допускают много промахов”, - говорит Вера Лучкова.
Городская администрация планирует заполнить улицу арендаторами, которые создадут рестораны и магазины в русском и европейском стилях. Некоторые российские партнеры уже согласились привезти партию сувениров - матрешек и ушанок - для туристов из Китая, Южной Кореи и Японии.
На Японской улице на самом деле очень мало что напоминает о Японии, но планы такие же. Работа над ней началась в апреле прошлого и закончится в июле этого года. “Японцам нравится эта улица, и не только тем, кто живет здесь. Мы скоро поедем в Японию и надеемся привлечь больше японских бизнесменов в наши магазины”, - говорит господин Ли.
Ирония по поводу Русской улицы связана не только с историей. Господин Жу собирается привлечь туристов из России, и они поедут, зная, что некогда здесь была русская земля. Но, хотя на всех картах обозначены достопримечательности Порт-Артура, попасть на них будет невозможно. Порт, который теперь называется Лушунь, является военной базой китайского морского флота, и доступ туда иностранцам запрещен. Зарубежные туристы могут посетить только памятник на холме и музей природы. Трудно себе представить, что прогулка по Русской улице заменит любознательным русским посещение исторического Порт-Артура.
Однако Вера Лучкова была довольна работой по восстановлению улицы. “Мы согласились участвовать в этом проекте, потому что мы хотели оставить след нашей культуры в других странах”, - говорит она.
Автор: Нонна ЧЕРНЯКОВА, Расселл УОРКИНГ , специально для "В"