Наука любви и милосердия
В эти дни большой и слаженный коллектив городской клинической больницы № 1, что на Садовой улице, празднует свое 40-летие. Ну что такое юбилей больницы?
В эти дни большой и слаженный коллектив городской клинической больницы № 1, что на Садовой улице, празднует свое 40-летие. Ну что такое юбилей больницы?
Да, это ее история, это судьбы людей, которые работали здесь, лечили и спасали. Это судьбы сегодняшних докторов, медсестер, всего персонала, который вновь спасает и лечит. И еще это взгляд в перспективу…
Что и говорить, давно и изрядно потрепалась хваленая наша уверенность в завтрашнем дне - не знаешь, какие кризисы обрушатся на голову. Но когда свет меркнет в глазах от боли и сознание уходит, мысль одна – добраться бы до докторов, а там уж они, родимые, сделают все возможное и порой невозможное.
В профессионализм врача, в его честь и верность долгу мы верим. И речь не о какой-то там глобальной системе здравоохранения – речь о конкретных врачах и медсестрах, об их золотых головах и руках, о верности клятве Гиппократа. Спасибо вам, доктора, многих из нас вы спасали!
И сердце вновь стучит
Евгению Б. 30 лет, резкая боль в сердце настигла его прямо на работе. “Скорая” привычно мчит на Садовую, в горбольницу № 1. Инфарктное отделение, реанимация, все решают минуты и часы… Действия бригады слаженны. Только бы не потерять больного…
“Можно как угодно оснастить больницу, набить ее техникой, но без знаний и рук врача все это лишь железо”, - говорит зам. главного врача городской клинической больницы Елена Швецова.
Впрочем, без техники и современнейших препаратов, без новых технологий лечения сегодня тоже помочь человеку трудно. Медицина бурно развивается, и медик обязан учиться и осваивать все новое.
“Пятый год мы участвуем в международных проектах по исследованию новых препаратов для лечения инфаркта миокарда, - рассказывает заведующая инфарктным отделением Ольга Помогалова. – Мы сотрудничаем с Санкт-Петербургским институтом клинических исследований, который, в свою очередь, является партнером ряда научно-исследовательских центров в мире, занимающихся проведением крупномасштабных клинических исследований новых лекарственных препаратов. Ученые подчеркивают: настало время медицины доказательств, ни одно лекарство не назначается без мощного подкрепления многолетними исследованиями на большом количестве людей”.
Нет, речь не идет об опытах на людях – препараты зарегистрированы, апробированы, однако специалистам нужно огромное количество дополнительных фактов и деталей.
“Благодаря участию в таких проектах отделение имеет возможность бесплатно получать так называемые тромболитики и другие лекарства – без них немыслим современный подход к лечению инфаркта миокарда, - продолжает Ольга Гавриловна. – Тромболитики очень дороги, но они жизненно важны именно в первые шесть часов с начала болевого синдрома. В отделении экстренной помощи, таком, как наше, они должны быть! Причем в комплекте с другими препаратами, и такой комплект обходится в 3 тысячи долларов на одного больного. Пока мы участвуем в проекте, препараты у нас есть. Понимаете, врач имеет возможность лечить больного цивилизованно, как лечат во всем мире. Не передать чувств доктора, когда почти на глазах исчезают признаки инфаркта на кардиограмме. Когда человек оживает…”
С весны нынешнего года отделение включилось еще в один проект – Magic - по исследованию нового магниесодержащего препарата. Тоже спасительного… Причем на этот раз больница даже будет получать деньги за свои исследования, как и принято во всем мире.
А еще в инфарктном отделении несколько лет работает центр психологической реабилитации - своего рода школа для тех, кто перенес инфаркт миокарда. “Наблюдения показывают, что многие наши пациенты, попавшие к нам с инфарктом, ситуацию воспринимают неадекватно, - рассказывает Людмила Родионова, ассистент кафедры терапии факультета повышения квалификации врачей, кандидат медицинских наук, главный кардиолог города и руководитель центра. – Кто-то заранее прощается с жизнью, впадает в депрессию, считает, что все кончено и будущего нет. Иные, наоборот, воспринимают болезнь не серьезнее, чем насморк, спешат на работу, не позволяя себе поболеть и дня – ведь их ждут великие дела, без них бизнес зачахнет и мир рухнет. Между тем адекватная реакция – это когда пациент понимает всю серьезность ситуации, но одновременно готов трудиться вместе с врачами, чтобы вернуться в строй. Нередко – изменить образ жизни, порой поменять работу. Иногда людям нужна консультация сексолога. Как ни банально звучит, но серьезный результат работы центра – немалое количество бросивших курить. А еще - научившихся внимательно относиться к своему здоровью. Шутка сказать, в то время когда в США любой 30-летний мужчина знает свой уровень холестерина в крови, цифры своего давления, нашим занятым мужчинам неведома даже дорога в поликлинику. Чего ж тогда удивляться, что продолжительность жизни населения у нас на 20 лет меньше, чем в цивилизованных странах…”
От гендиректора до бездомного
Город спешит на работу, город зажигает ночные огни, город трудится, живет, празднует, спит… Больница – особый мир, где, извините за жесткость, разрезают и шьют, спасают и опять шьют. Где реанимация, дежурные хирурги, анестезиологи, медсестры всегда готовы.
Хотите, называйте это пережитками или нерациональностью, а может, основой истинного профессионализма, но есть в больнице своя философия: кого бы ни привезли – крупного начальника, богатого человека, влиятельного чиновника или бомжа, китайца или филиппинца – помощь будет оказана одинаково профессионально. “Я запрещаю персоналу произносить это слово – бомж. Для нас он больной, как любой другой”, - говорит главный врач больницы Александр Иванович Кондрашов.
Действительно, бездомному здесь окажут необходимую помощь, помоют, приоденут. Увы, получат ли за все это деньги от фонда обязательного медицинского страхования – большой вопрос. В среде медиков приходилось слышать: а, больница на Садовой – социальная, туда всех без разбору везут. “А если он без пульса, без давления – нам что, полис требовать?” - разводят руками доктора.
С другой стороны, надо дать возможность и работающим людям лечиться в нормальных условиях, и потому в больнице создано немало палат повышенной комфортности. Средний класс может себе это позволить.
Между прочим, 89 процентов пациентов прибывают сюда экстренно. Другими словами, не своим ходом приходят, их уже привозят. “Цифра очень велика, ведь для врача и пациента лучше, когда лечение проводится вовремя, планово. Но это тоже знак времени, как ни печально, - размышляет зам. главного врача по хирургии Александр Бродский. - Людям некогда следить за своим здоровьем, нужно зарабатывать деньги. Людям не по карману лечиться и ходить в поликлиники. И потому они встречаются с врачами, уже когда речь идет о жизни и смерти… И еще: клиническая картина течения большинства болезней сейчас совсем не та, что мы учили в мединституте, все протекает атипично. И это тоже отражение социальных процессов: низкий иммунитет у людей, плохое питание, стрессы…”
Ваши золотые руки
Но вот что самое главное - то, что в больницу “везут всех без разбору”, имеет, как ни странно, свой плюс. Это воспитывает блестящих специалистов. “Поставьте талантливого хирурга на поток – он через год все сможет сделать с закрытыми глазами”, - говорит Александр Кондрашов. Практика, практика и еще раз практика. Вот почему даже тот, кто имеет возможность тщательно и придирчиво выбирать, у кого лечиться и где оперироваться, очень часто приходит к здешним докторам.
Именно здесь работает высочайшего уровня клиника лор-болезней, а заведующего – Георгия Тимофеевича Обыденникова, хирурга от бога, называют специалистом не краевого – мирового уровня. Золотые руки у зав. отделением экстренной хирургии Александра Петровича Мурашкина.
Серафима Ефимовна Гуляева, профессор, блестящий специалист клиники нервных болезней, ее называют душой коллектива, ей благодарны тысячи бывших пациентов, ее считают своим учителем и обожают десятки молодых врачей. На базе больницы работает клиника факультета усовершенствования врачей, и к зав. кафедрой терапии профессору Галине Ивановне Холошиной за советом обращаются даже опытные врачи.
К счастью, в последние годы изменилось отношение городской власти к больнице: закуплено немало хорошей, современной техники. Идет ремонт корпуса больницы, который 10 лет вообще был закрыт. Причем это уникальное для края здание, предназначенное для отделения особо опасных инфекций, такое на всякий случай крайне необходимо.
Кое-что из медицины XXI века
Больной ложится на кушетку, в вену вводится игла с трубочкой, и вот уже кровь бежит не по вене, а по трубочке рядом – аппарат, здесь кровь очистится от так называемых патологических комплексов и вернется чистой. Фантастика какая-то…
“Эфферентная медицина – новое направление, которое за рубежом успешно развивается уже лет двадцать. Появилась даже специальность – врач-эфферентолог. Наш кабинет работает пока только два года, - рассказывает Андрей Николаевич Буря, зам. главного врача больницы. – Но результаты крайне интересные. Мы получили возможность напрямую воздействовать на кровь. Кстати, метод своего рода механической очистки крови – сорбции – разработан нашими, российскими учеными, однако американцы его усовершенствовали, создав высококлассную аппаратуру. Именно такая стоит в нашем кабинете”.
Среди направлений эфферентной медицины есть, например, фотомодификация крови – это когда в подобного рода аппарате на кровь воздействуют с помощью ультрафиолетового облучения. Результат – УФО уничтожает любую инфекцию. На кровь и плазму можно воздействовать лазером либо с помощью низких температур, проще говоря, замораживанием (это криоплазмосорбция). И показаний к применению этих методов – огромный список. Здесь гепатит, аллергии, псориаз, дерматозы, ожоги, любые воспалительные заболевания в организме, язва желудка, отравления, болезни крови, почек, сердечно-сосудистой системы – словом, десятки и сотни заболеваний. Понятно, что метод – не панацея, но очень хорошая помощь в комплексном лечении. И механизм прост, как все гениальное: очищается кровь, обновляются ее клетки, удаляются патологические комплексы – уходят болезни. По секрету врачи говорят: человек даже молодеет… Увы, процедуры платные. Но специалисты говорят: эфферентная медицина развивается, за нею – большое будущее…
“А в чем будущее больницы?” – спрашиваю у главного врача.
“В работе – ежедневной, кропотливой! – отвечает Александр Иванович. - Я говорю своим сотрудникам: в наше время очень просто остаться без пациентов. Да-да, если специалисты остановились в развитии, если нечем лечить, если дает сбои отлаженный механизм больничной системы. И чтобы этого не случилось, надо двигаться, учиться, предлагать новое. И все для того, чтобы помочь больному”.
Автор: Марина Ивлева, Армен Захарьянц (фото), "Владивосток"