Создадим империю книг
Татьяна Прудкогляд, директор Издательско-полиграфического комплекса ДВГУ, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой издательского дела и полиграфии, недавно вернулась из командировки, организованной государственным департаментом США по программе международных визитов “Книгоиздательство в США”. В состав делегации входили руководители крупнейших российских издательств,среди которых Издательство Дальневосточного университета является старейшим, ведь через год оно будет отмечать свое 20-летие.
Татьяна Прудкогляд, директор Издательско-полиграфического комплекса ДВГУ, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой издательского дела и полиграфии, недавно вернулась из командировки, организованной государственным департаментом США по программе международных визитов “Книгоиздательство в США”. В состав делегации входили руководители крупнейших российских издательств,среди которых Издательство Дальневосточного университета является старейшим, ведь через год оно будет отмечать свое 20-летие.
- Татьяна Владимировна, поделитесь своими впечатлениями о поездке.
- Мы побывали в Вашингтоне, Портленде, Нью-Йорке, других городах, где знакомились с американской издательско-полиграфической индустрией, менеджментом и маркетингом издательского дела, системой книгораспространения и работой крупнейших фирм, имеющих сеть уникальных книжных магазинов. Общались с сотрудниками ведущих издательств, в том числе издательства Мичиганского университета. Интересная встреча прошла в ассоциации университетских издательств США (президент Peter Civler), много нового для себя почерпнула в беседе с Robert Baensch, директором центра подготовки издателей при Нью-Йоркском университете. Не буду касаться общих впечатлений, которые оставила Америка, это тема отдельного разговора. Отмечу лишь, что, будучи в Нью-Йорке, подумала: хоть и далеко, но город-то нашенский, так много там встретила русских. Кто-то в нашей группе еще пошутил по этому поводу: какой русский не мечтает пожить в Нью-Йорке!
Надо сказать, что сегодняшний уровень развития полиграфии и издательского дела в России вполне соответствует мировым стандартам. Конечно, в Америке они все равно на шаг впереди по технической оснащенности, но технологический процесс, например, в “Дальпрессе”, где установлена немецкая книжная линия, дает представление о путях развития книгопечатания. Что меня действительно поразило, так это сеть книжных магазинов - целая империя, где царит ее величество книга. Причем я отметила, что с книгой у американцев идет “живое общение”. Это не тот магазин в нашем понимании, куда мы забегаем на пару минут в поисках нужного издания. А скорее - культурный центр, где ты желанный гость и для твоего комфорта созданы все условия. Ты можешь взять с полки книгу, удобно устроиться в кафе с гамбургером, чаем, соком, листать, читать, делать пометки. Час, другой, хоть целый день. Каталоги, путеводители, сканирование – сопутствующее обслуживание на высоте. Я уж не говорю про многочисленные отделы с забавными сувенирами, канцелярскими товарами. Если приходит семья, взрослые без проблем пристраивают детей, там есть игровые залы, спортивные мини-площадки. Вечером здесь проходят встречи с авторами, демонстрируются видеофильмы, созданные по литературным версиям, выступают певцы, композиторы.
- Расхожая точка зрения, что в Америке лишь комиксы в ходу, не имеет, значит, оснований?
- По размаху деятельности книгоиздателей вполне можно сделать вывод, что Соединенные Штаты – самая читающая страна. Вряд ли там стал бы развиваться бизнес, ориентированный на склад. Большой популярностью пользуются справочная, учебная, научная литература, мемуары, произведения о политических деятелях, звездах шоу-бизнеса, в которых отражается главный мотив - любой гражданин вполне может осуществить свою великую американскую мечту: добиться успеха, поднявшись до вершин славы.
Книгоиздатели в Америке – особая каста, они занимаются престижным, элитным бизнесом. В Нью-Йорке мы попали на грандиозное бук-шоу. По разным номинациям отмечались лучшие издатели страны. Вручались премии, главной из которых был своего рода “книжный Оскар”.
- Озабочены ли издатели тем, что развитие компьютеризации может привести к процессам, когда книга все меньше и меньше будет занимать места в нашей жизни?
- Подобного рода опасения высказываются. Например, на встрече в Национальном институте стандартизации и технологии нам показали “электронные” книги. Действительно, вещь удобная: книга в виде блокнота содержит по количеству с десяток томов. Однако все сходятся на мысли, что книжная версия - привычнее. Человек никогда не откажется от той особой атмосферы чтения книг, перелистывания страниц. Книга - незаменимый спутник в поездках, путешествиях, а какое удовольствие погрузиться в какой-нибудь роман, покачиваясь в гамаке, уютно устроившись на диване.
Одного мудреца спросили: чтобы быть человеком начитанным, образованным, сколько надо иметь книг? Он ответил: немного, с десяток. Правда, чтобы определить, какие это должны быть книги, прочесть надо десятки тысяч. Современный человек всегда будет стремиться стать человеком образованным. Он всегда будет читать. И еще мне понравилась мысль Драйзера, на одной из встреч в Америке я приводила его слова, что жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей степени, чем из самой жизни. Так что вывод однозначен: книга – это сама жизнь.
Но мы реалисты, понимаем, что технический прогресс не остановить. И надо только правильно и умело пользоваться его плодами. Приведу такой пример. В Институте дистанционного образования, который действует в Дальневосточном государственном университете, сотрудниками создано более 60 электронных версий учебников. И это только начало, в дальнейшем учебная литература на электронных носителях получит свое стократное развитие. Благодаря новой технологии можно учиться в любом отдаленном уголке края. Кстати, наши студенты-издатели редактируют эти учебники под контролем опытных редакторов издательства.
- Татьяна Владимировна, в Америке вы себя не ощущали владивостокской Золушкой на великосветском рауте издателей?
- Совсем наоборот! Так сложилось, что в настоящий момент в ДВГУ образовался целый учебно-производственный комплекс: работает типография, функционирует издательство, набирает обороты процесс подготовки специалистов полиграфического и издательского дела в Институте массовых коммуникаций. Присовокупите к этому деятельность пресс-центра, выпуск газеты “Дальневосточный университет”, работу книжного магазина в университете, и вы поймете, какое обширное поле у нас для развития. Аналога такому единому издательско-полиграфическому организму нет ни в одном издательстве, ни в одном высшем учебном заведении ни в России, ни за рубежом! Представьте себе, с какой гордостью я рассказывала российским и американским коллегам, когда мы обменивались опытом, о таком уникальном комплексе.
- Если уж вы в ДВГУ впереди планеты всей, значит, и учиться-то у других совсем нечему?
- Нет предела совершенству. Я сделала много пометок на память, которые очень даже пригодятся при совершенствовании работы как издательства, типографии, так и при составлении учебных планов кафедры полиграфии и издательского дела. Так, например, я обратила внимание, что в Америке особый акцент делается на обложки книг. Они выигрывают неожиданным дизайном, особым смысловым ракурсом, цветовой гаммой. И многие наши студенты обязательно будут специализироваться на дизайне книг.
Говорят, что для построения мечты у фантазеров всегда хватает материалов, но я знаю, что создать владивостокский вариант американских книжных магазинов – настоящую империю книг - реальность, этим надо просто заняться. Еще я с гордостью могу рассказывать студентам о мировом полиграфическом и издательском опыте, акцентируя их внимание на том, как правильно они сделали, выбрав такую прекрасную профессию. Ведь специалисты книжного дела: редактор, издатель, дизайнер, библиотекарь, книгораспространитель, а также командир издательско-полиграфического предприятия будут нужны всегда, пока стоит мир, пока читают книги.
Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, "Владивосток"