Тревожные дни генерала Пуликовского
Приморцы успели уже отвыкнуть от роли жителей «горячей точки» России, отвыкнуть от роли участников бесконечного политического спектакля.
Приморцы успели уже отвыкнуть от роли жителей «горячей точки» России, отвыкнуть от роли участников бесконечного политического спектакля.
Но 4 мая суд восстановил уволенного вице-губернатора К. Толстошеина. 7 мая он стал рулить краем. Политические силы сразу же перемешались, словно костяшки домино на столе. Мы вновь вступили в полосу скандалов.
Сложившуюся ситуацию комментирует известный юрист-политолог профессор Дальневосточного госуниверситета Семен Улицкий.
- Семен Яковлевич, чем, по-вашему, можно объяснить восстановление К. Толстошеина?
- 9 мая я был на центральной площади Владивостока и случайно услышал разговор двух ветеранов. «Знаешь, солдат, - обратился один из них к другу, - я вот удивляюсь, Кириенко Володька раньше все Черепкова отстаивал. Хотел его посадить в кресло мэра, да ничего у бедолаги не вышло. А тут, глядь, сразу Костю в «Белый дом» вернул». «Эх, ты, - ответил приятель, - был у нас в полку повар. Васькой звали. Хорошо варил кашу, хоть и грамотешки у него класса три. Ваську бы этого послали в суд защитником вместо твоего Кириенки, все равно бы Костю восстановили. Знал же Костя наперед решение. Как судья его прочел, Костя сразу бумажку из кармана вытащил и давай по ней шпарить. Благодарность, значит, суду говорил. Тут, брат, политика”.
- А вы считаете, что суд должен быть вне политики?
- Отнюдь. Государство - политическая организация, а не футбольное поле, а судья - не спортивный арбитр. Призывать к отправлению в России правосудия без политики - все равно что обещать на ужин жареный лед. Иное дело, какую политику суд проводит - политику, содействующую укреплению и процветанию России или преследующую иные цели. Да и решения суда нередко бывают формально правильными, а фактически - издевательскими. Выступая 3 апреля с посланием Федеральному собранию России, В. В. Путин заметил: «Суд так и не стал «ни скорым, ни правым, ни справедливым», правда, добавив: «Нe говорю всегда, но во многих случаях это так».
- Ну а какая цель была при восстановлении К. Толстошеина?
- После отставки Е. И. Наздратенко у нас в крае уже четвертый раз сменился и. о. главы края. Вначале, как помните, был К. Толстошеин, потом В. Дубинин, затем И. Бельчук, и вновь К. Толстошеин. Подобная чехарда, на мой взгляд, объясняется поисками такого временного главы, который помог бы привести к власти в крае ставленника генерала Пуликовского Г. Апанасенко. Думаю, К. Б. Толстошеина посадили в кресло и. о. губернатора, чтобы отобрать у В. С. Дубинина административный ресурс. Опросы населения показывали, что Валентин Степанович Дубинин серьезно опережал заместителя генерала Пуликовского Геннадия Васильевича Апанасенко. Поэтому В. Дубинина надо было если не вообще вывести из игры, то лишить административного ресурса и тем самым снизить его популярность. После восстановления судом К. Толстошеина полпред Пуликовский, выступая перед чиновниками краевой администрации, сказал: «Константина Борисовича Толстошеина восстановили. Теперь он должен навести порядок». Генерал, правда, не произнес крылатую фразу: «Он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит». Но это, вероятно, само собой разумелось.
- Но ведь вы знаете, что политическая борьба предполагает борьбу за власть. И если кто-то на местах пытается использовать свой административный ресурс, то разве нельзя этому противопоставить ресурс федеральный?
- Не станем уподобляться прячущим голову жирафам. Будем откровенны. Нет ни одного региона, где бы не использовали местный и федеральный административный ресурсы. Центральную власть можно упрекать не тогда, когда она прибегает к своему ресурсу, а тогда, когда она использует его не в нужных целях и для их достижения применяет неоправданные средства.
Если бы речь шла о том, что В. Дубинин - сепаратист, что он ведет себя как удельный князь, что он противопоставляет Приморье России в целом, превращая его во вторую Ичкерию, то вывод В. Дубинина из игры нашел бы широкую поддержку населения. Но когда В. Дубинина пытаются вытолкнуть, дабы не проиграл Г. Апанасенко, тут уже, как говорится, другой коленкор.
- Допустим. Но можем ли мы считать, что К. Пуликовский и Г. Апанасенко к этому причастны? Не кажется ли вам, что пока это только предположения?
- Предположение предположению рознь. Расскажу вам старый анекдот. Одному человеку много раз говорили, что жена ему изменяет. А он никак не мог поверить. Это, мол, одни предположения. В конце концов супруг сказал жене, что уезжает в командировку. А сам снял квартиру напротив. И устроился там с биноклем. Вечером к его благоверной приходит мужчина. Они пьют шампанское, целуются и гасят свет. Муж вздыхает: «Опять эта проклятая неизвестность, одни предположения». Неужели же мы должны походить на того мужа?
- Тем не менее Г. Апанасенко недавно заявил, что если его изберут губернатором, он не возьмет К. Толстошеина в свою команду. Как же это объяснить?
- Да, получается вроде как в песне: «Я на свадьбу (то бишь на инаугурацию) тебя приглашу, а на большее ты не рассчитывай». Формально отказываясь на будущее от сотрудничества с К. Толстошеиным, Г. Апанасенко, вероятно, полагал, что чуть не все противники нынешнего и. о. главы края К. Толстошеина трижды закричат «ура» и, задрав штаны, помчатся голосовать за него, Г. Апанасенко. Лично же я думаю, что это едва ли случится. После того как К. Толстошеина уволили, а потом сделали исполняющим обязанности губернатора, противники К. Толстошеина скорее всего воспримут слова Г. Апанасенко как очередной финт.
- Многие утверждают, что Геннадия Апанасенко поддерживает президент. Дa и по городу такие плакаты расклеили. Не сомневаетесь ли вы в этой поддержке?
- Сомневаюсь. Газеты напечатали поздравление президента России В. В. Путина Валентину Дубинину. В нем, в частности, говорится: «Уверен, что мы вместе сделаем Россию процветающим, уважаемым в мире государством». Между тем 8 мая Валентин Дубинин уже не исполнял обязанности губернатора. Но поскольку президент направил поздравление именно ему и употребил слово «вместе», можно, вероятно, сделать вывод, что В. В. Путин надеется на избрание губернатором В. Дубинина. Кстати, Валентин Степанович получил поздравление с праздником и от секретаря Совета безопасности В. Рушайло. Каких-либо сообщений о направлении подобных поздравлений Геннадию Васильевичу Апанасенко я не встречал. Вот и решайте, кого на самом деле поддерживает президент.
- Почему же тогда зам. главы администрации президента Вл. Сурков недавно собирал в Спасске приморских чиновников и доступно им объяснил, что на губернаторских выборах должен победить Г. Апанасенко?
- Некоторые наблюдатели полагают, что инициатива здесь скорее всего принадлежит генералу Пуликовскому. Вспомните, при высадке «московского десанта» обязанности губернатора исполнял И. Бельчук. Он определил восстановленному К. Толстошеину круг обязанностей. Пресс-служба краевой администрации сообщила, что И. Бельчук «руль» никому не передаст. Однако на следующий день после совещания в Спасске, проведенного с участием полпреда Пуликовского, вышла «рокировочка». Рулить стал Константин Борисович Толстошеин. Генерал Пуликовский не скрывает, что Г. Апанасенко его ставленник. Но генерал уже дважды проиграл.
Его люди не прошли на губернаторских выборах ни на Камчатке, ни в Амурской области. Это не могло не снизить политического веса дальневосточного полпреда. Конечно, генерал Пуликовский - честный человек. Он хочет оправдать доверие президента и не стремится умышленно нанести ущерб федеральной власти. Но не все у него получается. Государственного опыта маловато. Сил на многое не хватает - возраст все-таки дает себя знать. А быть генералом еще не значит стать Гулливером. К. Пуликовский переживает тревожные дни. Чисто по-человечески генерала, разумеется, можно понять. Третьего проигрыша ему могут не простить. А Константин Борисович Пуликовский, вероятно, не хочет войти в историю России в роли первого из семи полпредов, потерявшего должность.
И все же я не склонен считать, что кремлевские чиновники, спасая К. Пуликовского, готовы под него лечь. У них свои политические интересы. И в любом случае они постараются выйти из воды сухими.
Если Г. Апанасенко потерпит на выборах поражение, то в Кремле, видимо, скажут: «Полпред Пуликовский принял сам поспешное и непродуманное решение. Народ его не поддержал».
Если же Г. Апанасенко станет губернатором, а политические страсти в крае будут продолжать кипеть, то в Кремле, вероятно, произнесут: «Генерал Пуликовский не сумел найти удачного кандидата в губернаторы. Он нас «подставил». Генерала надо наказать».
Словом, положение у генерала сейчас, как говорится, «хуже губернаторского». Но я не думаю, что наш полпред изменит позицию. Он уже сжег за собой мосты. Отступать ему некуда.
- Удастся ли генералу Пуликовскому добиться избрания Г. Апанасенко губернатором Приморья?
- Очень многое будет зависеть от избирателей. Но если Г. Апанасенко станет нашим губернатором, то Приморье вовсе не превратится в сказочную территорию с молочными реками и кисельными берегами.
У Г. Апанасенко уже возник серьезный конфликт с краевой думой. За каких-то два месяца он сумел, по-моему, нажить не меньшую оппозицию, чем Е. И. Наздратенко почти за восемь лет правления. Сейчас против Г. Апанасенко выступают даже газеты, ранее терпимо относившиеся к краевой администрации. В Приморье не перестанут кипеть страсти. А политическая нестабильность затруднит поступление нужных капиталовложений.
Думаю, если мы изберем Г. Апанасенко губернатором, то покой нам будет только сниться.