Золотая жила Приморья
Чугуевский район до недавнего времени славился женьшенем, выращенным в домашних условиях. Наверное, в чем-то он несколько уступал дикорастущему, но все равно это был настоящий корень жизни.
Чугуевский район до недавнего времени славился женьшенем, выращенным в домашних условиях. Наверное, в чем-то он несколько уступал дикорастущему, но все равно это был настоящий корень жизни.
Перестройка разрушила многие наши национальные ценности. В том числе сошло на нет культурное возделывание женьшеня. Замена ему нашлась тут же – в виде суррогатных корней из Китая и Северной Кореи.
Возродить производство натурального женьшеня сегодня мечтает кандидат сельскохозяйственных наук Александр Игнатьев, стоявший у самых истоков течения, “намывшего” потоки так называемого домашнего женьшеня в Приморье, посвятивший всю свою жизнь этому изумительному растению. Почему вдруг, несмотря на все предстоящие трудности, он решил заняться его возрождением?
- Видите ли, - поправляет Александр Григорьевич, - у истоков стоял не я, а Григорий и Михаил Гуторовы и Порфирий Елизаров. Они, можно сказать, прародители домашнего женьшеня, а я их ученик. Их разработки, мысли относительно домашнего корня поражают меня до сих пор. С чего, как начать, что делать, чтобы из обычных семян появились долгожданные всходы, чтобы корень рос быстро и качество его не снижалось - вот вопросы, на которые приходится искать ответы всю жизнь.
- И у вас есть эти ответы?
- Да, кое-какие есть. Мало кто представляет, что такое китайский или корейский “культурный” женьшень, вытеснивший по причине своей дешевизны наш приморский. Это, мягко сказать, морковка. Почему? Да потому что китайцы и корейцы используют любую почву; они стараются как можно быстрее получить товар, а потому прибегают ко всевозможным удобрениям. Да, у них корень растет очень быстро, но и превращается в салат. Потому он очень дешев, и его можно покупать корзинами.
Мы же высаживаем женьшень на специально доставленной с плодородных сопок земле, помещая его в природную среду. И хотя он растет быстрее дикого, лечебные свойства его ненамного слабее. Хотя, должен вам сказать, дело не только в землях и удобрениях - все зависит от технологии выращивания, в чем и заключается суть моей диссертации.
- В так называемое застойное время вы были благодаря своему женьшеню весьма не бедным человеком. Представители власти даже считали, что вы портите целостную картину социалистического общества. Сейчас другие времена, и не хотите ли вы, используя прессу, достичь каких-то своих целей?
- Подозревать в грехах можно каждого. Но у меня хранятся тысячи (!) писем, в которых люди, покупавшие мой женьшень, выражают свою признательность, душевную благодарность.
- Неужели женьшень, выращенный в домашних условиях, тоже способен сотворить чудо с человеческим организмом?
- Я в этом нисколько не сомневаюсь. Возьмите любые современные лекарственные препараты, что так часто рекламируют, - те же “Визеон” или “Гербалайф”. Стоят они огромных денег, а какова доля правды в том, что о них говорится?
А свойства женьшеня проверены многими веками, созданы устойчивые технологии изготовления из него различных лекарственных препаратов (на меду, на коньяке, спиртовые настои, порошки и так далее) и методика их приема.
Вы говорите о чуде, которое может сотворить женьшень с человеческим организмом. Поверьте, за те без малого 30 лет, что занимаюсь выращиванием корня, я понял: возможности женьшеня просто безграничны. Но его не следует употреблять в раннем возрасте – это корень, омолаживающий человеческий организм, как бы возрождающий его. Омоложенный организм полон сил для борьбы с различными болезнями. Те богатые люди из восточных стран, что имели и имеют возможность приобретать женьшень настоящий, прекрасно знают, на что они тратят немалые деньги. В 70, 80, 90 лет они выглядят прекрасно. И так же чувствуют себя.
- Дикорастущий женьшень есть не только в Приморье. Почему же именно наша тайга подверглась такому стремительному и опустошающему набегу со стороны азиатских любителей и ценителей?
- Все очень просто. В Китае и Корее природный женьшень уничтожен давно. И Приморье, несмотря на то, что и здесь он уничтожался очень интенсивно, осталось единственным на земном шаре местом, где он все-таки сохранился. Не секрет: китайцы ради женьшеня готовы на все, они любыми способами стараются проникнуть к нам и скрыться в тайге. Таких “туристов” за сезон вылавливают сотнями. И что интересно, многие из них прекрасно ориентируются на нашей местности, даже имеют подробные карты произрастания корня. Эти знания передаются по наследству.
- Но по большому счету лекарственные препараты из дикорастущего женьшеня нужнее именно россиянам: продолжительность жизни у нас меньше, чем у даже у китайцев.
- Я тоже об этом думаю. Ведь можно, возродив плантации приморского женьшеня, обеспечить им всю страну и значительно увеличить продолжительность жизни россиян. А Приморский край, сейчас числящийся одним из самых неблагополучных регионов (в смысле уровня жизни), мог бы благодаря нашему корню значительно повысить благосостояние населения. Его (уверен в этом) будут покупать все. Следовательно, пойдут налоговые поступления в казну, появятся средства для бюджетных организаций. Сколько корня сможет поставлять на рынки Приморье? Сколько угодно.
- И с чего, на ваш взгляд, нужно начинать?
- С создания (воссоздания) общества женьшеневодов. Это первое и непременное условие. Создав общество, мы сможем объединить усилия многих единомышленников, сразу вовлечь в поле своей деятельности всю страну. Мы сможем обеспечить целебными препаратами миллионы людей.
- Но ведь не спят и те, кто захочет погреть руки на вашей инициативе…
- Поэтому никаких посредников. Лечебный корень будут отправлять заказчикам только производители, и они будут отвечать за его качество. Кстати, не только Россия – весь бывший Советский Союз помнит о нашей деятельности и, думаю, многие благодарны нам.
- И каким же образом можно воссоздать это общество?
- Для начала можно объединиться с теми, кого заинтересует эта публикация. Буду рад получить их адреса. Думаю, у нас все получится.
Автор: Виктор ПОЖИДАЕВ, с. Чугуевка