Когда на связи - весь мир

Наш разговор с Геннадием Мельниковым, генеральным директором ОАО “Электрическая связь” Приморья, начался… с телефона. Вернее с тех, кто еще стоит в очереди, чтобы установить у себя в квартире долгожданный аппарат и связаться с целым миром. Сегодня, в эпоху Интернета, это имеет буквальный смысл. Но, разумеется, беседа вышла далеко за рамки этой темы.

4 май 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №971 от 4 май 2001

Наш разговор с Геннадием Мельниковым, генеральным директором ОАО “Электрическая связь” Приморья, начался… с телефона. Вернее с тех, кто еще стоит в очереди, чтобы установить у себя в квартире долгожданный аппарат и связаться с целым миром. Сегодня, в эпоху Интернета, это имеет буквальный смысл. Но, разумеется, беседа вышла далеко за рамки этой темы.

Новые мировые технологии, освоение международного телекоммуникационного пространства, руководство шеститысячным коллективом приморских связистов - круг забот генерального директора огромен. И решает Геннадий Мельников задачи отрасли, с точки зрения профессионала, безукоризненно. В этом году ровно 50 лет как он пришел на предприятие монтером 2-го разряда и вот уже без малого 30 лет - в ранге руководителя. Не случайно “Электрическая связь” Приморского края, по данным авторитетного финансово-аналитического агентства AK&М, входит в десятку ведущих предприятий отрасли России, несмотря на огромную удаленность от центра страны.
          - Геннадий Васильевич, известно, что “Электрическая связь” совместно с администрацией края разработала специальную программу развития телефонной связи в Приморье до 2004 года. Что это обещает рядовому потребителю?
          - Не хотелось бы начинать с цифири, но здесь без нее не обойтись. К тому же я привык быть точным. Сегодня в крае на каждые 100 городских семей приходится 49 телефонов, сельских - 25, гораздо лучше в этом плане выглядит Владивосток - здесь имеются 74 телефона. По показателям - это 17-е место в России по телефонизации, первое - на Дальнем Востоке (в крае сегодня установлено 355 тысяч телефонов). Не так уж безнадежно плохо, если судить по бесстрастным цифрам, а если подумать о людях?.. Ведь в очереди на телефон сейчас стоят 120 тысяч человек. Поэтому работы впереди предстоит очень много.
          Согласно программе уже через три года, т. е. в 2004 году, мы планировали обеспечить всех желающих телефоном. И это было вполне реально, учитывая темпы развития предприятия. Ежегодно мы вводили в строй 30-35 тысяч номеров, установив за несколько последних лет около 120 тысяч номеров. К слову, почти такой же была очередь, когда мы только приступали к реализации программы. Это говорит о том, что несмотря на огромные экономические проблемы, которые переживает сейчас регион, спрос на услуги связи продолжает расти. Без нее - никуда.
          Но тут грянул 1998 год. Темпы снизились почти в два раза. Поэтому очередников добавилось.
          - Тем не менее даже на фоне обострившегося общероссийского финансового кризиса “Электрической связи” Приморья удается работать довольно успешно. Сужу по статистическим данным. Предприятие является самой крупной из компаний, входящих в “Связьинвест” в Дальневосточном регионе, занимает 13-е место в стране по финансовым показателям среди 85 предприятий-коллег (для сравнения: Хабаровский край - 70-е). Что касается Интернета - по предоставленным услугам Приморье впереди России всей.
          - Действительно, мы стараемся делать все, чтобы наша восточная окраина России не была провинцией в плане связи. И скажу с гордостью - многое удается. Сегодня Приморье соединено с 200 странами мира, вы можете позвонить в любой из четырех тысяч зарубежных городов.
          В среднем за сутки Владивостокская междугородная телефонная станция осуществляет 200 тысяч междугородных и почти 13,5 тысячи международных разговоров. Причем почти 95 процентов их происходит в автоматическом режиме, без помощи телефонистки. Кстати, по количеству разговоров на одну минуту мы занимаем 11-е место в России и первое в регионе.
          Если говорить в абсолютных единицах, количество разговоров ежегодно возрастает в среднем почти на 25 процентов. Но и это еще не предел. Сегодня в крае полностью решена проблема междугородной и международной телефонной связи. Заявляю это со всей ответственностью.
          - А ведь было время, когда скептики утверждали, что нормальной связи в Приморье никогда не было и не будет.
          - Да, говорили и похлеще. Например, когда предприятие в течение восьми (!) лет строило во Владивостоке телефонную станцию, в Арсеньеве это вообще заняло 12 лет.
          К связи долгое время относились как к чему-то второстепенному, малозначительному.
          - Сегодня, как известно, по уровню развития связи во многом судят об уровне цивилизованности общества...
          - Был в моей практике такой случай. Заходят в кабинет пять американцев вместе с первым секретарем посольства США в Москве и сообщают: “Подписано межправительственное соглашение об открытии во Владивостоке генерального консульства, но вся загвоздка в связи”. Надо было видеть их удивление, когда после короткого делового разговора мы решили все поставленные задачи. Позже консул признался, что не ожидал увидеть во Владивостоке такой высокий современный уровень связи, не уступающий столичному.
          Но решая самые ответственные задачи, в том числе и правительственного масштаба, мы, безусловно, в первую очередь заботимся о наших приморцах.
          Самая большая боль - участники и ветераны Великой Отечественной. В этом году все инвалиды войны, а их в очереди чуть больше 200 человек, получат телефоны - установка будет производиться бесплатно. Постараемся успеть к Дню Победы. Я лично отдал распоряжение всем руководителям районных и городских узлов связи. На следующий год предприятие планирует установить телефоны и всем участникам той далекой страшной войны. Сегодня их в списках осталось 639 человек. А всего за пять последних лет мы обеспечили телефонами около девяти тысяч участников войны.
          - Факт впечатляющий, как и то, что за этот же срок ОАО “Электрическая связь” Приморского края вложила в развитие сети связи края свыше 640 миллионов рублей.
          - Тем не менее сегодня этого недостаточно. Например, в этом году мы сможем установить лишь 18 тысяч номеров. И то частично за счет имеющихся резервов, они с каждым годом тают. Нужно строить новые телефонные станции, переоснащать старые, внедрять современные технологии. Необходимы средства, которых, увы, не хватает. Но по-прежнему действует программа “Народный телефон”, сейчас начинает работать “Сельский телефон”.
          - К слову, о сельском телефоне. Как сегодня обеспечена связью приморская глубинка и каковы ее перспективы?
          - Коренные изменения в организации сельскохозяйственного производства заметно повлияли на характер распространения информационных потоков. Без телефона на селе сегодня не обойтись. Тем не менее из 615 населенных пунктов Приморья телефонизировано пока только 509. Самая большая проблема - в разбросанности и отдаленности маленьких поселений, оставшихся на месте брошенных лесозаготовительных пунктов. Убытки по сельской связи составили в прошлом году 57 миллионов рублей, к примеру, один телефон из глубинки обходится нам в 122 рубля, а абонентская плата составляет только 60.
          При этом “Электрическая связь” постоянно развивает существующую сеть связи, проводит ее модернизацию. В крае строятся кабельные линии нового типа - волоконно-оптические. Они позволяют передавать значительно больший объем информации при высоком качестве и скорости.
          Такими линиями уже соединены с Владивостоком Уссурийск, Находка, Артем, Спасск-Дальний, районные центры Вольно-Надеждинское, Черниговка, Михайловка. Строятся они в направлении Спасск-Дальний - Кировский - Лесозаводск с перспективой дальнейшего выхода на Дальнереченск и Лучегорск.
          В этом же году начинается строительство современной линии в направлении Артем - Большой Камень - Фокино.
          Смонтированы телефонные станции в Находке, Большом Камне, Уссурийске, Артеме, Арсеньеве, Кавалерово, Кировском, с. Владимиро-Александровском. На первомайские праздники начнет действовать АТС в Тернее на 1200 номеров, а к концу года - в Черниговке.
          - Где берете средства? Судя по размаху работ, их вложено немало.
          - Первая очередь волоконно-оптических линий связи, замена междугородной телефонной станции, строительство новых АТС - все это стало возможным после успешной продажи акций предприятия на инвестиционных торгах. 22 процента акций ушли за 20 миллионов долларов США. Все эти средства до цента были вложены в развитие сети.
          Однако мы не в состоянии покрыть всех расходов. В данный момент не можем приобрести, к примеру, необходимое оборудование и задействовать уже построенные здания под телефонные станции в Лесозаводске, Партизанске, Пограничном, Михайловке, Ольге. Многие станции, построенные около 30 лет назад, подлежат переоснащению. В селе предстоит заменить около 50 тысяч номеров.
          Мы прилагаем все усилия, за последние пять лет наше предприятие построило и ввело в эксплуатацию 8,5 тысячи номеров, выход на междугородную автоматику получили дополнительно 13,5 тысячи абонентов. Но тем не менее сегодня в очереди на сельский телефон стоят еще 11 тысяч человек.
          Вообще сельскую связь в Приморье можно поднять до современного уровня только при государственной поддержке. Ведь ежегодно сюда необходимо направлять не менее 50 миллионов рублей. Увы, бюджетное финансирование, за счет которого и существовала районная связь, в последнее время практически полностью прекратилось. Из 640 миллионов рублей, выделенных на развитие сети связи в Приморье, бюджетные средства составили всего 0,2 процента. И это несмотря на то, что ОАО “Электрическая связь” только в прошлом году перечислила налоги всех уровней бюджета в размере 385 миллионов рублей, за пять лет они составили 1 млрд. 130 тысяч рублей. Без должного развития сельской связи процесс создания современной инфраструктуры в сельских районах может затянуться на десятилетия. В то же время отсутствие современной инфраструктуры сделает невозможным дальнейшее развитие этих районов, создание для населения нормальных условий жизни.
          - Геннадий Васильевич, и все же в чем главная отличительная черта ОАО “Электрическая связь” Приморья от предприятий отрасли других регионов? За счет чего ей удается быть на несколько шагов впереди?
          - Прежде всего за счет внедрения самых передовых технологий ХХI века. Первая на Дальнем Востоке очередь беспроводного радиотелефона стандарта CDMA, получившего бурное развитие во всех странах мира, видеотелефон, новые виды интеллектуальных услуг, такие как высокоскоростная передача данных, доступ к сети Интернет, факсимильная связь, - все это отвечает самым высоким требованиям современной телефонии.
          Пока во Владивостоке введена только первая очередь базовых станций стандарта CDMA, которую поставила нам компания “Хендэ Электроникс Индастриз” (Республика Корея) - давний и надежный партнер предприятия, но мы надеемся, что это только начало. Вообще прекрасные партнерские и деловые отношения со многими ведущими компаниями мира помогают довольно оперативно осваивать самые современные технологии. В «Электросвязь» Приморья поступают десятки деловых предложений из США, Англии, Италии, Швеции, Республики Корея. Но мы не спешим заключать договоры, пока все досконально не просчитаем.
          - Что для вас значит доброе имя компании?
          - Прежде всего это стопроцентная надежность в работе, уважение не только к партнерам, к своему делу, к людям, которые изо дня в день приумножают это доброе имя. Я всегда был патриотом своего предприятия и стремлюсь, чтобы люди испытывали такое же чувство. Кадры решают все. Эта истина стара как мир.
          У нас золотые кадры. Это говорю не только я, наши партнеры из Японии, Америки, Словении, Республики Корея.
          - А как сегодня живется на предприятии золотым кадрам?
          - Мало кто знает, что в свое время телеграфистов и телефонистов на пенсию не провожали. Люди просто недотягивали до срока - искали другое место. Слишком тяжелые были условия: старые аппараты звенели, трещали, у многих связистов резко снижался слух. В праздники телефонистки и телеграфистки вообще работали восемь часов через восемь. И никаких тебе кондиционеров. А какая была нервная нагрузка!
          С внедрением новых технологий штат телефонисток на Владивостокской междугородной телефонной станции сократился с 650 человек до 20. Часть работниц ушла на заслуженный отдых, другие переквалифицировались.
          Сейчас здесь все изменилось до неузнаваемости. И дело не только в комфортности работы с новым поколением оборудования, вернее, не только в этом. На той же телефонной междугородной станции есть столовая по льготным ценам, медпункт, парикмахерская, сауна, комната психологической разгрузки, в распоряжении всего многотысячного коллектива - круглогодичная база отдыха в б. Муравьиной, катер. В “Электросвязи” разработана специальная программа поддержки ветеранов труда и войны.
          Их у нас 1300 человек. Ежемесячно каждому доплачивается к пенсии от 100 до 200 рублей.
          По уровню зарплаты предприятие занимает восьмое место в России среди аналогичных компаний, пятое в крае - среди всех отраслей.
          - Телеграфной связи Приморья в этом году исполнилось 130 лет. Известно, что вы, Геннадий Васильевич, с большим почтением относитесь к истории. Создан даже небольшой музей связи. Слышала - на очереди книга.
          - Действительно, история развития связи в Приморье насчитывает немало страниц. Увы, для многих они остаются совершенно неизвестными. Кто, к примеру, знает, что весной 1871 года завершилось строительство линии Раздольное - Владивосток? Именно тогда восточная окраина страны получила оперативную связь с центральной Россией.
          Да что там далеко за примером ходить. За полвека, что я работаю в связи, сменилось несколько поколений людей и технологий. Пока есть возможность, живы участники событий, мы должны по крупицам восстановить хотя бы советскую историю становления связи в Приморье.
          Книга безусловно нужна и для молодого поколения работников “Электрической связи”. Ведь история - как корни, чем они глубже - тем могучее и жизнеспособнее дерево. А впереди у нашего замечательного коллектива - большая жизнь.
          В канун профессионального праздника связистов мне хочется от имени совета директоров акционерного общества и от себя лично сердечно поблагодарить всех работников компании за честный труд, за преданность и любовь к своему предприятию.
          В преддверии Дня Победы, дорогие ветераны, примите самые искренние поздравления, и низкий вам поклон за все, что вы сделали для нас. Будьте здоровы! Не падайте духом! Мы всегда рядом с вами!