Когда на изломе душа

Популярность русской классической драматургии вряд ли кто поставит под сомнение. И все же есть в истории моменты, когда на сцену выходят герои, безошибочно выписанные одним пером. Начало нового века, похоже, стало временем Александра Островского. Недавно состоялась премьера “На всякого мудреца довольно простоты” в театре им. Горького. Сегодня в зрительный зал приглашает театр флота. Стас Мальцев, молодой, одаренный режиссер, недавно получивший диплом столичного театрального вуза, предлагает зрителю спектакль “Таланты и поклонники”.

27 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №970 от 27 апр. 2001
Популярность русской классической драматургии вряд ли кто поставит под сомнение. И все же есть в истории моменты, когда на сцену выходят герои, безошибочно выписанные одним пером. Начало нового века, похоже, стало временем Александра Островского. Недавно состоялась премьера “На всякого мудреца довольно простоты” в театре им. Горького. Сегодня в зрительный зал приглашает театр флота. Стас Мальцев, молодой, одаренный режиссер, недавно получивший диплом столичного театрального вуза, предлагает зрителю спектакль “Таланты и поклонники”. 
А читателю “В” - свой комментарий к нему:
- Выбор пьесы, конечно, не случаен. Нет сегодня более современного русского классика, чем Островский. Ему довелось жить в переломную эпоху в России, когда формировались рыночные отношения. И соответственно этому складывались отношения между людьми.
К слову сказать, Александра Островского много ставили и в советское время. Но тогда все было иначе, люди жили материально примерно одинаково. Например, ситуация, когда покупают любовь в “Бесприданнице”, выглядела несколько абстрактно. Сегодня же все стало очень конкретно.
Исторический момент сходен еще и тем, что в новых условиях живут люди, сформированные совсем в другое время. Они вынуждены подстраиваться под обстоятельства, зачастую поступаясь своими принципами. И если в “Бесприданнице” гибель героини – это логичный финал, то в “Талантах и поклонниках” судьба Негиной решается иначе. Она находит своего Кнурова и уезжает в Париж. Ради карьеры пошла на содержание к миллионеру – сегодня именно так и происходит.
При этом Островский - человек очень здравый - не отрицает денег. Его беспокоит, что происходит с человеком, когда деньги начинают править бал. Почему от природы неплохие в общем-то люди, но неопытные в этом новом времени, совершают отнюдь не симпатичные поступки. Интересно, что нет в пьесах драматурга ни одного однозначно плохого или хорошего человека: каждый герой остро, ярко и в то же время тонко выписан во всей его противоречивости.
Есть еще один мотив, побудивший меня взять именно эту пьесу. Место таланта в эпоху перемен – вот что интересно. Временем пробуется на излом человеческая душа, и когда наступает момент выбора, талантливый человек более, чем кто-либо, уязвим. Зачастую наиболее одаренные, но слабые духом теряют веру в то, что своей профессией они могут заработать на достойную жизнь, чего-то достичь в социальном плане. Они бросают ее, и судьба им потом мстит. Зачастую получают внутреннюю пустоту либо неудачу уже на новом поприще. Нельзя предавать самого себя… Какие бы времена ни наступили. Словом, есть таланты, а есть поклонники. Вечное и преходящее…