Война под “крышей мира”
Командование и штаб пограничной группы РФ в Таджикистане находятся в самом центре Душанбе. Раньше располагались в одном здании, а несколько лет назад получили еще помещение бывшего горкома комсомола. Они огорожены бетонными заборами с колючей проволокой и охраняются автоматчиками – так оно надежнее, береженого бог бережет. Потому что, несмотря на завершение гражданской войны и прекращение вооруженного противостояния оппозиции и государственной власти, обстановка в республике далека от идеальной. Это просто местные жители привыкли к постоянной опасности и уже не замечают ее.
Граница как линия фронта
Командование и штаб пограничной группы РФ в Таджикистане находятся в самом центре Душанбе. Раньше располагались в одном здании, а несколько лет назад получили еще помещение бывшего горкома комсомола. Они огорожены бетонными заборами с колючей проволокой и охраняются автоматчиками – так оно надежнее, береженого бог бережет. Потому что, несмотря на завершение гражданской войны и прекращение вооруженного противостояния оппозиции и государственной власти, обстановка в республике далека от идеальной. Это просто местные жители привыкли к постоянной опасности и уже не замечают ее.
А вот журналист “В” во время своей командировки в Среднюю Азию стал свидетелем очередного чрезвычайного происшествия. В нескольких десятках метров от здания управления российской погрангруппы в торговом центре раздался мощный взрыв, после которого начался пожар, в соседних с бывшим “Книжным миром” домах разлетелись стекла. В этой трагедии погибли ни в чем не повинные люди. Около десятка человек получили ранения и ожоги. Конечно, по факту взрыва было проведено расследование силами оперативников и следователей МВД и МГБ, даже приезжал заместитель министра МВД Абдусаттор Раджоев. Следствие склоняется к версии, что сработало безосколочное взрывное устройство неустановленной мощности. Поэтому расслабляться не приходится.
Попутно замечу, что оценка событий в Таджикистане является собственным мнением автора. У правительства РТ свое видение, и оно не столь мрачное.
- Российские пограничники не вмешиваются во внутренние дела Таджикистана, - подчеркнул в беседе с корреспондентом “В” заместитель командующего полковник Петр Жданов. – Это принципиальная позиция, да и на границе проблем хватает. И если на таджикско-китайской границе в зоне Мургабского погранотряда ситуация спокойная (хотя Китай не снимает своих претензий на часть Памира, ведь в районе Мургаба очень много различных полезных ископаемых, для добычи которых у самого Таджикистана пока нет средств), то вдоль линии Пянджа обстановка крайне сложная. Поэтому южное направление было усилено за счет резерва директора ФПС Константина Тоцкого и передислокации сил внутри группы. В том числе прибыли подразделения с Дальнего Востока и Тихого океана. А эти ребята воюют не хуже остальных. Каких-либо нареканий в их адрес не было, и сейчас командование надеется на ребят с востока страны.
В ходе предпринятых мер удалось по максимуму перекрыть границу на южном Памире в зоне Искашимского, Калаихумбского и Хорогского погранотрядов, хотя там и отсутствует электросигнализационная система. В какой-то степени помогли и глубокие снега в ущельях и на перевалах. А летом, после таяния ледников на Памире сам Пяндж, холодный и свирепо-быстрый, разольется. Так что преодолеть его нарушителям проблематично. Тем более что на всех более-менее опасных участках, особенно в ущельях, находятся в засадах и секретах наши пограничники.
Снижение напряженности в Горном Бадахшане дало возможность пойти на эксперимент. Несколько застав передано таджикским пограничникам. Пока еще рано делать выводы о результативности их деятельности. В крайнем случае вернемся к прежней схеме охраны границы с Афганистаном силами российских военнослужащих. Кстати, подразделения госкомитета республики стоят вторым рубежом за погранзаставами нашей группы вдоль всего Пянджа. И хотя без мелких проблем не обходится, в целом пограничники двух стран прекрасно ладят между собой и взаимно дополняют друг друга.
И если на левом фланге ситуация под полным контролем, то на правом – в долине Пянджа и средней возвышенности каждые сутки что-нибудь происходит.
Поэтому сводка о состоянии дел на таджикско-афганской границе напоминает сообщения с линии фронта. В марте этого года обстановка сохраняла динамично-напряженный характер. Это было обусловлено дальнейшим вооруженным противоборством военно-политических группировок в Афганистане, высокой активностью наркоконтрабандных структур, дальнейшими попытками нарушения государственной границы Таджикистана с хозяйственно-бытовыми целями.
В марте российскими пограничниками задержано 16 нарушителей госграницы и несколько десятков нарушителей пограничного режима. Предотвращено 15 попыток проникновения с сопредельной территории. Около десятка раз пограничные наряды вступали в боевые столкновения с вооруженными нарушителями границы и пять раз были обстреляны с территории Исламского Государства Афганистан (ИГА) из стрелкового и группового оружия.
За месяц из незаконного оборота изъято почти 240 кг наркотических веществ, из которых около 238 кг составил героин, а также восемь единиц стрелкового оружия, 450 единиц различных боеприпасов, две радиостанции иностранного производства и 40 тыс. долларов США.
На участках Московского и Пянджского погранотрядов с того берега реки залетали один реактивный и 15 танковых снарядов, которые разрывались на расстоянии до двух километров в глубь Таджикистана. К счастью, никто не пострадал. Зато один танковый снаряд 17 марта разорвался на контрольно-следовой полосе, из-за чего была повреждена электросигнализационная система и прервалась связь с заставой.
Напротив заставы “Тугул” начиная с 24 марта неоднократно обстреливались из стрелкового оружия и 23-миллиметровой зенитной установки “ЗУ-23-2” лагеря беженцев, расположенные в островной зоне поймы реки Пяндж. В результате обстрелов там неоднократно возникали пожары, о человеческих жертвах ничего неизвестно.
Поэтому Московский и Пянджский погранотряды вынуждены выполнять поставленные задачи в режиме усиленной пограничной службы. Соединения и части погрангруппы намерены и впредь пресекать все попытки незаконного перехода таджикско-афганской границы независимо от национальной, религиозной и политической принадлежности нарушителей.
Блеск и нищета Таджикистана
Естественно, что все проблемы на границе не добавляют спокойствия в республике. Однако обстановка по сравнению с тремя-пятью годами ранее разрядилась.
Может, поэтому по утрам поют соловьи и скворцы. Скверы и аллеи в городах расцвели сиренью, на клумбах готовы распуститься розы, а на склонах сопок вовсю полыхает мак. В арыки пустили воду. Вся земля, за исключением снежных вершин, покрылась зеленью. В республике трудно найти пеньки, здесь не рубят деревья на дрова, а собирают хворост вдоль рек и в редких рощах. Такая красота природы будет радовать глаз в долинах до середины лета, а потом все пожухнет и увянет под безжалостно палящим солнцем.
С таким нерадостным пейзажем можно сравнить и народное хозяйство многострадальной республики. Уровень жизни по сравнению с советским периодом многократно упал.
Экономика в основном разрушена. Из промышленных объектов прекрасно сохранился лишь Таджикский алюминиевый завод. Его продукция целиком направляется на экспорт и считается одной из самых качественных в мире. Предприятие в Турсунзаде, что по соседству с Узбекистаном, многие хотели сделать вотчиной для личного обогащения, но государству удалось отстоять завод, который дает значительную часть валютных поступлений. Есть еще азотно-тутовый комбинат, ковровое, хлопковое и урановое производство. Республика славится своими золотыми приисками. Причем намываемое золото считается по качеству вторым в мире после французского. Остальные заводы и фабрики в основной массе приватизированы, разграблены, цеха без окон превращены в склады для залежалого товара из Китая и Турции или пустуют. В лучшем случае на их базе работают небольшие артели. Главным источником энергии является Нурекская ГЭС на реке Вахш, есть еще несколько малозначимых ТЭЦ и ГЭС. Если бы не НурекГЭС, которую строил весь Советский Союз, то страна опустилась бы до феодального уровня.
Дороги в Душанбе напоминают улицы Владивостока, только в отличие от нашего города последний раз там ремонт делался лет десять назад. В городе множество подъемных кранов, вот только строительство высотных зданий давным-давно заморожено. Правда, говорят, все-таки один дом теперь достраивается по заказу министерства обороны республики.
В Ферганской, Вахшской, Гюссарской долинах развито сельское хозяйство. Правда, сейчас на рынках торгуют за бесценок прошлогодними яблоками и лимонами. Зато в конце апреля появились свежие лук и редис. На благодатной почве, особенно при орошении, растут тонковолокнистый хлопчатник, пшеница, кунжут, табак, овощные и бахчевые культуры, цитрусовые, виноград. По склонам гор пасутся отары овец и коз, стада коров, табуны лошадей.
В стране на площади 143,1 тысячи квадратных км проживает 6 миллионов 187,8 тысячи человек. Безработных официально всего 3 процента от числа работающего населения. На деле гораздо больше. Средняя заработная плата в пересчете на нашу валюту составляет всего 243 рубля, пенсии в несколько раз меньше.
Редакция “В” благодарит командование ТОРУ ФПС и руководство холдинговой компании “Дальморепродукт” за помощь в организации командировки.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток" Фото автора и Ганса Бургарда, фотокорреспондента журнала "Штерн" Владивосток – Душанбе – Московский – Владивосток