“Воздушный замок”

Многометровый мост над бухтой Золотой Рог, изображенный на старинных открытках, так и остается мечтой - прожектом из прошлого. Мало кто знает, что существовал еще один замечательный проект, также оставшийся на бумаге, - строительство в центре Владивостока огромного торгового пассажа.

27 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №970 от 27 апр. 2001
Многометровый мост над бухтой Золотой Рог, изображенный на старинных открытках, так и остается мечтой - прожектом из прошлого. Мало кто знает, что существовал еще один замечательный проект, также оставшийся на бумаге, - строительство в центре Владивостока огромного торгового пассажа.
Когда в стране разгоралось пламя гражданской войны, местный предприниматель П. Пестриков предложил накрыть железобетоном 300 метров полотна железной дороги от виадука на Светланской до ул. Пекинской (Фокина) и разместить на этой площадке огромный торговый центр. Простая идея увлекла коммерсантов, и за считанные дни инженеры подготовили проект. Дело оставалось за утверждением его начальством - правлением КВЖД, которое арендовало Уссурийскую железную дорогу. К счастью, ехать в Харбин не пришлось, управляющий КВЖД генерал Д. Хорват сам в это время нагрянул во Владивосток. Будущие концессионеры с робостью входили в вагон Хорвата, но доброжелательность генерала сразу же разрядила обстановку:
- Господа, присаживайтесь, - пригласил Дмитрий Леонидович и предложил чаю. Через несколько минут родилась резолюция: “Вполне одобряю идею постройки пассажа и прошу управление оформить взаимоотношения с концессионерами”. Один инженер из свиты Хорвата недовольно пробурчал:
- Итак, мы приступаем к постройке воздушных замков.
Задетый за живое Пестриков парировал:
- Не воздушный замок, а ликвидация той ошибки, которую допустили строители дороги, проводя линию через центр города…
К сожалению, политическая обстановка вскоре изменилась, и перспективный проект так и остался на бумаге. Спустя двадцать лет П. Пестриков написал воспоминания о своем детище в альманахе “Харбинская старина” в надежде, что по прошествии времени кто-то из предпринимателей сможет вернуться к проекту “воздушного замка” над железной дорогой.