Война под “крышей мира”
В начале этой недели очередной корреспондент “В” вернулся из десятидневной командировки на таджико-афганскую границу. Очередной – потому что это не первая поездка наших журналистов в горячую точку. Вместе с мотоманевренными группами Тихоокеанского погранокруга в районе Пянджа и Хорога они бывали уже не раз - и в 1995, и в 1996 годах. Такова традиция “В” – будь то Чечня, Таджикистан или Курилы – там, где несут службу наши земляки, должны быть и корреспонденты “Владивостока”.
В начале этой недели очередной корреспондент “В” вернулся из десятидневной командировки на таджико-афганскую границу. Очередной – потому что это не первая поездка наших журналистов в горячую точку. Вместе с мотоманевренными группами Тихоокеанского погранокруга в районе Пянджа и Хорога они бывали уже не раз - и в 1995, и в 1996 годах. Такова традиция “В” – будь то Чечня, Таджикистан или Курилы – там, где несут службу наши земляки, должны быть и корреспонденты “Владивостока”.
Сегодня – первый репортаж нашего корреспондента Николая КУТЕНКИХ из командировки на необъявленную войну.
Решение об усилении нынешней весной таджико-афганской границы было принято еще полгода назад. В апреле в горах тает снег и открываются для прохода перевалы, у наркокурьеров появляются дополнительные возможности для контрабанды наркотиков. К тому же в начале лета в Афганистане поспевает очередной урожай мака. И тогда переправкой опия-сырца и готового героина в Среднюю Азию – республики СНГ и далее по всему миру занимаются не только бандформирования, но и местное население приграничных провинций Афганистана.
У российских и таджикских пограничников наступает самая жаркая пора. Температура воздуха в дневные часы достигает в эту пору 50 градусов по Цельсию, а в боевые действия приходится вступать каждые сутки. Собственные силы пограничной группы РФ в РТ (Республика Таджикистан) вынуждены и днем и ночью вести самую настоящую героиновую войну. Но ведь на каждый метр границы часового не поставишь, тем более на Памире. К тому же в горах нет инженерно-сигнализационной системы. Поэтому командование Федеральной пограничной службы старается максимально усилить линию обороны по реке Пяндж, которая пробила себе дорогу на сотни километров в ущельях от “крыши мира” до слияния с Амударьей. Офицеры и прапорщики для командировки в зону боевых действий собираются из всех региональных управлений. Не осталось в стороне и наше Тихоокеанское управление, хотя оно и ориентируется в значительной степени на охрану морских рубежей страны.
Дан приказ ему…
Военный борт стоял под парами на летном поле. В течение светового дня предстояло преодолеть половину России с двумя посадками в Хабаровске и Чите. Из Владивостока в среднеазиатскую республику отправлялись более 20 добровольцев в составе мотоманевренной группы и бойцы роты разведки ТОРУ. В состав ММГ под командованием подполковника Василия Ефимова собрались военнослужащие из многих сухопутных и морских застав практически всех пограничных отрядов управления. В том числе и с подшефной редакции газеты “Владивосток” заставы имени Терешкина. После напутственных слов представителя штаба ТОРУ и пожелания всем вернуться живыми домой все грузятся в “Ил-76 ТД”.
В Хабаровске добавились разведчики Дальневосточного управления. В Чите самолет пополнился мотоманевренной группой и разведгруппой из Забайкалья. Многие из них уже не раз бывали в горячих точках, в том числе по ротации, или выезжали в такие же командировки в Таджикистан. Впрочем, новичками назвать никого нельзя. Ведь офицеры, прапорщики и солдаты-контрактники отправились не из штабных кабинетов и тыловых служб, а с границы. Последнюю ночь на российской земле перед длительной командировкой на семь-восемь месяцев ребята провели в Новосибирске. Всю ночь в городе шел снег, температура воздуха опустилась до минус 5-7 градусов. Дальневосточникам к такой погоде не привыкать, но вот то, что они испытали, уже добравшись до места назначения, было настоящим шоком. А пока что с утра началось таможенное оформление и прохождение пограничного контроля в аэропорту Толмачево, как-никак пограничники отправлялись в другое государство. После завершения всех формальностей самолет взмывает в небо. Путь лежит через Казахстан и Узбекистан.
Над Зарафшанским хребтом военный борт встречают два “Су-25”. Они сопровождают “Ил-76” до самого Душанбе, одновременно охраняя лайнер от нападений с воздуха и земли, попутно проскакивая вперед для разведки местности. Сами “Грачи” приземлились на авиабазе в столице Таджикистана лишь после того, как летчики-штурмовики убедились, что нашему транспорту с десантом уже ничего не угрожает.
А наш “Ил-76”, пролетев над заснеженным Зарафшанским хребтом, из облаков ныряет в долину. И сразу же попадает в зону, залитую солнцем. В иллюминатор отчетливо видно, как меняются горы с белых вершин на серый камень и ниже до зеленого пояса редких деревьев и сплошных пашен по склонам отрогов - здесь засеваются все пригодные для посева поля. Вот и Душанбе под самолетом. Лайнер делает круг над городом и идет на посадку – военная авиабаза вплотную примыкает к гражданскому аэропорту. Они расположены недалеко от центра столицы Таджикистана. Высотные дома остаются чуть в стороне, под крылом проносятся коробки промышленных предприятий, многочисленные базары, улицы с глиняными жилищами.
Летное поле охраняют автоматчики, по периметру на бруствере оборонительного комплекса пулеметами в сторону города ощетинились бронетранспортеры. Пока летчики передавали местным пограничникам саженцы багульника, тихоокеанцы, дальневосточники и забайкальцы по приказу выстроились повзводно. К ним с приветствием обратился заместитель командующего полковник Петр Жданов. По сложившейся традиции на период адаптации все вновь прибывшие будут размещены на территории учебного центра погрангруппы РФ в РТ. А сегодня надо отдохнуть, поужинать, вечером всех ждет баня с парилкой и бассейном. Совсем не помешает акклиматизироваться: ведь после сибирских морозов нас встретил полуденный зной с температурой воздуха плюс 24 градуса.
Время терять не стоит. По машинам. Во главе колонны армейские “УАЗы” с офицерами сопровождения, замыкает бронетранспортер. Первое знакомство с южной республикой происходит с борта “Уралов”. Путь лежит на окраину Душанбе в местечко “Рисовый рай”.
“Крыша мира”
С 1991-92 годов в многострадальном Таджикистане полыхала гражданская война. Сразу после распада СССР в республике возникло множество националистических и религиозных организаций и движений с претензиями на власть. Тысячи людей погибли и десятки тысяч стали беженцами в ходе кровопролитных сражений государственной власти с оппозицией и партизанских действий бандформирований, пытавшихся установить контроль над прибыльными рудниками по добыче драгоценных камней и промышленными предприятиями с продукцией на экспорт, таможенной границей и нелегальным бизнесом. Многие из них занимались незаконной контрабандой наркотиков и их распространением. Особо активная борьба велась за верховное главенство в стране.
Законным органам власти во главе с избранным президентом Имомали Рахмоновым удалось восстановить в последние годы конституционный порядок. Процесс по урегулированию ситуации в стране сдвинулся с мертвой точки в июне 1997 года. Упор был сделан на переговоры. Оппозиция получила 30 процентов мест в парламенте, правительстве, вооруженных силах и органах власти на местах. После этого прекратила воздушное сопротивление.
Конечно, без помощи российского правительства и поддержки военнослужащих 201-й мотострелковой дивизии Приволжского округа вряд ли удалось бы достичь мира на Памире. Наши военные до сих пор несут охрану Нурекской ГЭС, ряда других важнейших объектов.
Ведь в Припамирье до сих пор не сложили оружие непримиримые боевики. Они совершают время от времени вылазки на равнину, что не добавляет спокойствия местному населению. Поэтому простые таджики боятся ухода российских пограничников и военных из Таджикистана. (Когда несколько лет назад стала сокращаться погрангруппа, то местное население вывалило из кишлаков на дорогу, чтобы перекрыть движение колон.) Понятно, что на смену немедленно придут либо талибы, либо воинствующие исламисты всех мастей. И тогда республика превратится в плацдарм для переброски героина с опием по всему миру. Между тем миротворческие силы, в том числе из соседних Казахстана и Киргизии, и наблюдатели ООН уже покинули страну.
В любой момент через Памир из Афганистана готовы прорваться в Ферганскую долину вооруженные формирования исламского движения Узбекистан. Во главе этих боевиков, проходящих военное обучение и теологическую подготовку на секретных базах Пакистана стоит некто Джуман, служивший в 1988-89 годах в воздушно-десантных войсках ограниченного контингента в Афганистане. Его люди принимали участие в гражданской войне в Таджикистане, в прошлом году подняли Сырдарьинское восстание против Ислама Каримова. Также на его совести захват заложников – граждан Японии в Киргизии. Недавно российскими пограничниками была пресечена очередная попытка прорыва на участке 4-й и 5-й застав вооруженных боевиков... вместе с семьями.
К русским у таджиков и узбеков отношение самое хорошее. Тем не менее десятки тысяч людей уехали навсегда в Россию и Белоруссию, на Украину и за пределы СНГ. Причем покинули страну лучшие кадры – инженеры, агрономы, ученые, геологи, врачи, преподаватели вузов, специалисты других профессий. Основной отток русскоязычных произошел после всплеска геноцида в 1990 году, тогда пришлось поднимать на защиту наших граждан Ферганскую десантную дивизию. Сейчас в Таджикистане постоянно проживает более сотни тысяч русских. Большинство из них уже пенсионеры и не имеют возможности куда-либо уехать. Свои квартиры они смогут продать за бесценок, а на те деньги лишь контейнер и можно заказать. Живут они не очень хорошо, пенсии маленькие, кормиться приходится за счет родственников за границей или дачных участков. Нормальные условия, по большому счету, лишь у тех, кто работает или служит в составе погрангруппы и 201-й мотострелковой дивизии...
Редакция “В” благодарит командование ТОРУ ФПС и руководство холдинговой компании “Дальморепродукт” за помощь в организации командировки.
Продолжение следует
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток" Фото автора и Ганса Бургарда фотокорреспондента журнала "Штерн", переданные специально для "В" пресс-центром погрангруппы РФ в РТ Владивосток – Душанбе – Московский – Владивосток