Приморская марка: кормить себя, а не Москву
Клуб крупнейших налогоплательщиков Приморья недавно организовал сбор. Обсуждаемые темы приобрели особую актуальность в свете последних событий в крае. О чем же шла речь между зубрами приморской экономики?
Клуб крупнейших налогоплательщиков Приморья недавно организовал сбор. Обсуждаемые темы приобрели особую актуальность в свете последних событий в крае. О чем же шла речь между зубрами приморской экономики?
Еще меньше, но уже лучше
Основным на большом сборе стало выступление дальневосточного ученого, доктора экономических наук Александра Латкина.
Речь шла о конъюнктуре регионального товарного рынка и конкурентоспособности предприятий Приморского края. В частности, профессор Латкин подчеркнул, что на местном оптовом рынке наблюдается увеличение доли товаров приморских производителей. Если несколько лет назад прилавки продовольственных магазинов и их подобия пестрели “колониальными” товарами, преимущественно завезенными из Кореи и Китая, то постепенно их вытесняют отечественные. К примеру, с различными “долгоиграющими” йогуртами из Германии, молоком из Австралии, творожком из Голландии стабильно соседствуют на продовольственных полках ацидофильная паста, кефир, десерт, йогурты, творог, сметана из Находки, Уссурийска, Хороля, Спасска, Владивостока и других районов края. Статистически ее доля определена уже в 39 процентов, мясные деликатесы местного производства отвоевали симпатии приморских покупателей аж на 69 процентов, минеральные воды – на 40, столь любимое народом пиво – на 53, а рыбная продукция – на 68 процентов. Остальные 40-45 процентов продовольствия поступают из других регионов России, и не только. И все-таки радует объективное снижение доли импорта в экономике края. Все меньше покупателей обращают внимание на броский внешний вид и иностранные лейблы сервелатов неожиданно абрикосового цвета, “пластилинового” шоколада “европейского качества”.
И все же, по словам профессора Латкина, местные товары зачастую неконкурентоспособны, имеют высокую стоимость, небогатый ассортимент и куцый вид. Повышению их привлекательности, как показали маркетинговые исследования в этой области, мешают два тривиальных фактора местной экономики: устаревшее оборудование и нехватка собственных финансов.
По мнению профессора Латкина, основанному на данных последних маркетинговых исследований, наиболее перспективными в крае в ближайшем будущем останется производство кондитерских, колбасных, молочных продуктов, эффективны будут малые предприятия, специализирующиеся на переработке леса, овощей, зерновых, сои.
Иностранный капитал – помощь или экспансия?
Если с продовольственным рынком все понятно, развитие его в крае хотя и медленно, но идет, то производство промышленных товаров оставляет желать лучшего. Например, из 26 поставщиков мебели в Приморье местных лишь 10.
По-прежнему местные покупатели с завидным упорством инвестируют корейскую и китайскую промышленность. До 90 процентов стройматериалов родом оттуда. А уж как мы кормим Москву! Столичным ребятам очень выгодно держать нас папуасами и продавать через своих представителей порой простейшие товары. Те, которые мы не научились производить на месте.
Даже такую мелочь, как двери, дверные проемы, везем в край через всю Россию из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Да, столетия тому назад из Франции, Англии, Австрии тоже выписывали всякие “великолепные штучки” для украшения дам и кавалеров. Но не потому, что российские белошвейки с этим бы не справились, а потому, что “делать заказы” было престижно и очень модно. Но так ли уж эксклюзивны и замечательны эти двери, гардины и иные мелочи, доставляемые в Приморье? Дело здесь, увы, не в моде и не в престиже. По оценке собравшихся вместе руководителей и специалистов, выпускать конкурентоспособную продукцию в этой отрасли мешают устаревшие технологии и оборудование (до 57 процентов). При нынешних темпах на обновление производственных фондов края потребуется около 50 лет. В частности, в прошлом году в Приморье доля “обновок” в промышленности потянула всего-то на 3 процента!
При этом есть сферы экономики края, которые не выживают, а живут и развиваются. Динамика загруженности производственных мощностей в Приморье следующая: курортно-санаторная – 100 процентов, топливная – 80, строительство – 70, рыбная промышленность – 60, химическая – 6 процентов. Сухие цифры вызвали довольно оживленную дискуссию среди участников клуба. По мнению некоторых руководителей предприятий, причина всех бед – в высоком энерготарифе, и пока он не будет снижен в три раза, говорить о конкурентоспособности местных товаров не случится. Профессор Латкин, чьи исследования в последнее время обратили на себя внимание краевых властей, на этот счет имеет более оптимистичную точку зрения, считая, что и из данной ситуации можно выйти безболезненно, отдавая предпочтение малым энергоемким предприятиям.
Вот что интересно. Оказывается, что восточных инвесторов наши энерготарифы отнюдь не смущают. Объем их инвестиций в экономику Дальнего Востока за последнее время вырос в 13 раз! При этом зарубежные инвесторы желают иметь практически стопроцентный контроль над приморскими предприятиями и добиваются этого. Нынешняя экономическая ситуация в Приморье позволяет иностранным промышленникам получать сверхприбыли без всяких ссылок на энерготариф и “объективные проблемы”. Так что иногда “энерготариф” бывает удобным поводом ухода от ответственности, и его часто использовал бывший губернатор.
Члены клуба крупнейших налогоплательщиков озабоченно обсуждали принятие инициатив, стимулирующих работу денег именно в крае. По их мнению, необходима выработка на местном уровне законопроектов, которые бы побуждали местного заказчика, производителя ограничивать отток финансовых средств за пределы Приморья. Начать можно было бы с лесной отрасли.
В частности, как один из вариантов был предложен следующий: при оформлении заказа приоритет прежде всего отдается местным производителям. И лишь в том случае, когда их мощности недостаточны или соотношение цены и качества не устраивает, ввести поиск партнеров на стороне.
Автор: Лариса СИНЕНКО, специально для "В"