Время домушников заканчивается в полдень

Вернувшись с шашлыков, где собралась большая компания бывших одноклассников, Лена, как обычно, открыла квартиру своим ключом.

6 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №958 от 6 апр. 2001
 Вернувшись с шашлыков, где собралась большая компания бывших одноклассников, Лена, как обычно, открыла квартиру своим ключом.

И - обомлела. Куда делись ее компьютер, телевизор, видеомагнитофон? Даже микроволновки – и той на кухне не было. Лена бросилась звонить маме, у которой были еще одни ключи от квартиры. Мама пришла в ужас: “Срочно вызывай милицию! Ты что, не понимаешь, что тебя обокрали?!”

Квартирные кражи – один из самых распространенных видов преступлений против имущества граждан. Практически ежедневно в сводках УВД города Владивостока их бывает зафиксировано около десятка или даже больше. Обычно лидирует Первомайский район (в первую очередь улицы Надибаидзе, Окатовая), не отстает и Ленинский (улицы Нейбута, Ватутина). Потом идут Первореченский (улица Сельская, район БАМа) и Советский районы. В территориально небольшом Фрунзенском преступлений, как правило, меньше.

Погода на улице мало влияет на умы и настроения домушников – одинаково много воруют и зимой, и летом. Разве что в дачный период наибольшее количество краж приходится на выходные, а так обычно залезают в квартиры по будням.

Излюбленное время суток – с 8 утра, когда все уходят на работу, и до полудня. И еще ночью – с 2 до 4 часов. Недавно задержанный сотрудниками уголовного розыска 27-летний вор-домушник с более чем 5-летним стажем гражданин К. признался, что старался заканчивать свои ночные вылазки к 5 часам утра, чтобы не встретиться с особо рьяными собачниками, которые в это время уже выводят своих псов на прогулки.

Самый распространенный путь проникновения в квартиру – это подбор ключа. У того же гражданина К. была изъята большая связка ключей самых разных калибров: ими он и открывал квартиры и закрывал после того, как заканчивал “конфискацию” имущества. В тех случаях, когда ключ подобрать не удавалось, он пускал в ход монтировки и заточенные отвертки.

Домкрат - еще одно распространенное орудие домушников. Если металлическая дверь не оборудована специальным замком с механизмом, фиксирующим верхний и нижний угол двери, то она тоже может быть открыта вором-профессионалом. Слегка отогнув угол металлической конструкции и вставив домкрат в образовавшийся зазор, взломщик устраивает металлу своеобразную проверку на прочность. Многие двери такой проверки не выдерживают, хотя внешне и производят впечатление весьма прочных конструкций.

“Что же может быть надежнее металлической двери?!” – кажется многим из нас. “Хорошие соседи”, – считают сотрудники уголовного розыска. Такие соседи позвонят в милицию сразу же, как только заметят подозрительную возню на площадке. Конечно, если вор-профессионал не перережет предварительно телефонные провода и не заклеит дверные глазки.

Соседи похуже не станут никуда звонить, даже если увидят, что одна из дверей на их лестничной площадке открыта в отсутствие хозяев. Такие люди в душе обычно злорадствуют: “Обокрали Петровых – и правильно! Нечего пластиковые окна вставлять”.

Совсем плохие соседи могут выступить и в роли наводчиков. Уже упоминаемый гражданин К. совершил несколько краж, получив точную информацию от соседей об отсутствии жильцов той или иной квартиры. В некоторых случаях соседи сами передавали вору ключи от подъезда или общей двери на лестничной площадке – естественно, за соответствующее вознаграждение.

Что еще кроме наличия бдительных соседей сотрудники милиции считают надежной преградой на пути квартирных воров? Сигнализацию. Случаи, когда работники вневедомственной охраны, оперативно выехав по сигналу, задерживают домушников прямо на месте преступления - дело вполне обычное. Ведь у охраны есть все необходимое для поддержания боеготовности – абонентская плата за охраняемые квартиры идет на покупку машин, бензина, на зарплату работникам.

В этом отношении сотрудникам управления внутренних дел приходится намного сложнее – скудное финансирование организации федерального подчинения дает себя знать. Но если верить цифрам, сегодня во Владивостоке раскрывается в среднем каждая третья квартирная кража. Необязательно это случается сразу же по горячим следам, но, как говорится, сколько веревочке ни виться, а конец будет обязательно. Совсем недавно, например, был задержан паренек, за которым, как оказалось после проверки отпечатков пальцев по компьютерной базе данных, числится пять квартирных краж. А задержали его просто на улице – показался подозрительным.

Еще у одного недавно задержанного квартирного вора в багаже оказалось более двух десятков хищений, причем все они были совершены путем открытого доступа к имуществу граждан. Под видом покупателя собак дорогих пород он приходил в квартиры и, когда хозяева отлучались на кухню, чтобы принести гостю по его просьбе воды, рассовывал по карманам все что плохо лежало. В основном брал золотые украшения, но иногда прихватывал и ключи от квартиры, чтобы наведаться туда вновь.

“Русские люди очень доверчивы, - считают работники уголовного розыска. – Если бы они не открывали двери всем подряд и не впускали в квартиры малознакомых людей, то работы у милиции было бы значительно меньше”. И с этим трудно не согласиться.



Только цифры

В 2000 году во Владивостоке были совершены 2893 квартирных кражи. Из них в Ленинском районе – 869, в Первомайском – 842, в Первореченском – 509, в Советском – 490, во Фрунзенском – 183. От общего числа совершенных преступлений раскрыто 29,4 проц. Всего выявлено 439 лиц, совершавших хищения. Из них 289 человек не имеют постоянного дохода. 171 человек совершал разного рода преступления и ранее. За январь-февраль 2001 года совершено 449 краж. Из них раскрыто 33,2 процента.

Автор: Светлана КОСТЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"