Одиночное плаванье
В конце прошлой недели с боевого дежурства по охране государственной границы и морских биоресурсов России вернулся пограничный сторожевой корабль находкинской бригады морских сил Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ “Сокол”. За время патрулирования пограничники и инспектора Приморской государственной морской инспекции осмотрели около 10 рыболовных судов и выявили семь судов-нарушителей.
Война разведок и контрразведок
В беседе с корреспондентом “В” заместитель начальника Приморской государственной морской инспекции капитан 2-го ранга Николай Орленко рассказал, что на сегодняшний день большинство более или менее крупных рыболовных компаний, которые грешат незаконным промыслом тех или иных морепродуктов, имеют своеобразные разведки, а проще говоря, службы, которые собирают данные о пограничниках. Немалые деньги они готовы заплатить, чтобы узнать как можно больше о местонахождении пограничных сторожевиков и других патрульных судов и их задачах. Также существует и неписаный закон между экипажами рыболовных судов – если в каком-то квадрате замечен ПСКР, они обязательно передадут всем, кому возможно, его координаты и направление.
Поэтому нынешнее положение дел, по словам Николая Орленко, можно смело назвать войной разведок и контрразведок. Ведь дело в том, что до недавнего времени вылов краба был закрыт, и если пограничниками он обнаруживался на борту судна, то сразу было ясно – перед ними судно-браконьер. Сейчас дело обстоит иначе. Не так давно уже состоялся первый аукцион, и некоторые приморские компании купили квоты на вылов краба. Так что сейчас многие другие предприятия этой отрасли наверняка будут работать под прикрытием судов – владельцев квот. Пограничниками уже определены некоторые уловки, которыми пользуются нарушители. И поэтому сейчас ими тоже предпринимаются соответствующие меры.
Режим радиомолчания
Именно поэтому “Сокол” вышел с базы ночью в режиме строжайшей секретности и полного радиомолчания. Даже большая часть экипажа корабля не знала точного направления движения ПСКРа. Каково же было наше удивление, когда на следующее утро мы проснулись и увидели, что стоим на траверзе бухты Соболь (Тихая) на внешнем рейде Владивостока.
Как нам позже разъяснили, именно в связи с секретностью похода корабля нам пришлось прибыть в Находку, а не сесть на борт “Сокола” во Владивостоке. Здесь на ПСКР прибыли инспектора ПГМИ, а также офицер оперативного управления ТОРУ.
И вновь вечером в режиме строжайшего радиомолчания “Сокол” снялся с якоря и взял курс на юг. Обойдя побережье Хасанского района и акваторию Тихоокеанского морского заповедника, ПСКР направился на север.
Первые ласточки
Уже на следующий день в поле зрения пограничников попали “первые ласточки”. К тому времени “Сокол” поднялся уже довольно высоко на север. И вот в середине дня на экранах радаров появились два судна. Подойдя ближе, пограничники увидели, что это именно то, что нужно, – перед нами находились два “рыболова”. Как позже выяснилось, у обоих было “не все в порядке”.
“Осмотровой группе в шлюпку. Шлюпку на воду” – с этого момента такая команда раздавалась на борту “Сокола” по нескольку раз каждый день. Несмотря на холодные волны, пограничники и инспектора ПГМИ преодолевали по нескольку сот метров для того, чтобы подняться на борт “подозреваемого”.
Первым пограничники и рыбинспектора осмотрели сейнер “Комсомолец Амура”, принадлежащий владивостокской компании “Рыбак ДВ”. Практически сразу выяснилось, что часть членов экипажа вместо паспортов имеют на руках какие-то справки, ну никак не удостоверяющие личность. А это уже нарушение режима границы. Так что всем нарушителям пришлось написать объяснительные, а капитану судна уплатить штраф – 30 минимальных размеров оплаты труда – 3 тысячи рублей.
Рыболовное судно “Синицыно” южно-сахалинской “Компании с Вами”, которое следовало на ремонт во Владивосток, также имело нарушения режима границы. Капитан при выходе судна не оформил выход за границу, хотя по пути следования с Сахалина во Владивосток сейнер дважды пересекал 12-мильную зону территориальных вод России. Такое нарушение стоило капитану судна так же 30 МРОТ.
Почем нынче нарушения
В последующие дни осмотровые группы “Сокола” проверяли суда различных классов, различных компаний из различных поселков. Это сейнеры, СРТМ, РС, из Каменки, Моряка-Рыболова, с острова Путятина и других прибрежных поселков. За различные нарушения пограничниками и инспекторами накладывались различные штрафы от 30 до 300 МРОТ. Такой крупный штраф пришлось выплатить инспекторам ПГМИ капитану сейнера “Дивный”, принадлежащего рыбозаводу “Каменский”, который находился на рыбном промысле. Рассчитаться капитану пришлось за то, что своевременно не были поданы данные о выловленной рыбе.
Как рассказал впоследствии командир “Сокола” капитан 2-го ранга Александр Горелов, чаще всего пограничниками на море выявляются несколько видов нарушений пограничного режима. Прежде всего, это незапись времени и места пересечения границы в судовом журнале. Также очень часто экипажи судов нарушают правила передвижения и в территориальных водах. Кроме этого не редко капитаны рыболовных судов, не имея на то разрешения, выходят за пределы территориальных вод и ведут промысел в исключительной экономической зоне России. Еще одним нарушением является невнесение пассажиров в судовую роль. Обычно все эти погрешности караются штрафом в размере 50 МРОТ.
Всего в прошлом году, по словам заместителя начальника штаба бригады капитана 2-го ранга Валентина Гусева, участвовавшего в походе, в 1990 году кораблями бригады осмотрено 268 российских и 30 иностранных судов. 15 российских и 10 иностранных единиц задержано. К административной ответственности привлечено 80 судов. Сумма штрафов составила 1 миллион 900 тысяч рублей и 7 тысяч долларов США. Через суд изъято 273 крабовых ловушки. В доход государства передано 5 тонн краба и 55 тонн кальмара.
За два месяца текущего года на суда-нарушителей уже наложено штрафов более чем на 903 тысячи рублей и 83,6 доллара США.
А помогают ли штрафы?
Гораздо серьезней обстоят дела со штрафами, за нарушение правил промысла. По словам Николая Орленко, около 50 проц. всех рыболовных судов страдают сокрытием данных улова, а как вы уже поняли, это нарушение “стоит” гораздо дороже. Зачастую члены экипажей судов не отражают в промысловом журнале точные данные уловов или же делают это в достаточно искаженной форме. Также достаточно искаженными очень часто подаются, а то и не подаются вовсе судовые суточные донесения о результатах промысла (ССД). Это документ, который ежедневно должно передавать любое судно, находящееся на промысле. Нередко в судовом журнале не указываются и точки перегруза продукции. Очень часто именно этими уловками пользуются браконьеры, занимающиеся незаконным промыслом краба – в оговоренной точке к ним подходит судно, которое движется на Японию, и достаточно оперативно на его борт перебрасывается краб. А нередко российские браконьеры вообще в установленной точке оставляют на воде контейнер с крабом, который позже подбирает другое судно.
Максимальный штраф в исключительной экономической зоне составляет 500 МРОТ, а на шельфе 1000 МРОТ. Что касается вод внутренних, то максимальный размер штрафа здесь составляет 20 МРОТ.
Вот и выходит, что сегодня по нашему родному законодательству самое простое и дешевое браконьерство возле берега – уплатил 2 тысячи и лови сколько влезет. А ведь для контроля за такими вот браконьерами государство тратит гораздо больше не только денег, но и людских сил. Одно только дежурство “Сокола” встает в копеечку, а сколько бессонных ночей экипажа?
Автор: Федор ГУРКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"