Навагу не променяем на омаров

Стартовавшие в Москве аукционы по продаже квот на вылов биоресурсов напрямую не касаются тех, кто на проблему может взглянуть только с одной колокольни - когда приходит в магазин прикупить что-нибудь к столу. Но накалившиеся рыбные страсти заставляют задуматься, какая часть улова рыбодобывающих предприятий попадает на наши прилавки, имеем ли мы возможность у себя в рыбном краю побаловаться морскими деликатесами, расширяется ли ассортимент рыбопродуктов.

5 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №957 от 5 апр. 2001
Стартовавшие в Москве аукционы по продаже квот на вылов биоресурсов напрямую не касаются тех, кто на проблему может взглянуть только с одной колокольни - когда приходит в магазин прикупить что-нибудь к столу. Но накалившиеся рыбные страсти заставляют задуматься, какая часть улова рыбодобывающих предприятий попадает на наши прилавки, имеем ли мы возможность у себя в рыбном краю побаловаться морскими деликатесами, расширяется ли ассортимент рыбопродуктов.

- Сейчас в магазинах при желании можно отыскать любую невидаль, даже омаров, - говорит председатель комитета по торговле и бытовому обслуживанию населения администрации края Светлана Чистоклетова. – Из Испании, Норвегии, Дании, Чили, Южной Кореи, с Сейшельских островов везут к нам дорогостоящую деликатесную рыбопродукцию. Но понятно, что не она делает погоду на приморском потребительском рынке. Продукция местных производителей в общем объеме реализации рыботоваров занимает 60 процентов.

- Рыба стала дорогой, и есть ее мы стали не так уж много.

- За десять лет потребление рыбы в крае сократилось в два раза, и удельный вес рыботоваров в общем объеме товарооборота снижается. В 1999 году он составлял 6,4 процента, в 2000-м – 5,1 процента. Да и на предприятиях рыбной промышленности все еще продолжается спад. Это судя в целом по выпуску товарной пищевой рыбы. Зато выпуск рыбных консервов в 2000 году по сравнению с 1999 годом вырос аж на 37 процентов, есть также рост по производству некоторых дорогостоящих рыбопродуктов.

- У местных покупателей большим спросом пользуются все-таки традиционные недорогие сорта рыбы. Но почему такой разброс цен?

- Где торгуют свежей рыбой? В основном в павильонах, на лотках, рынках, и занимаются этим многочисленные частные предприниматели. Крупные оптовые покупатели не заинтересованы в реализации продукции мелкими партиями, что плодит дополнительные посреднические звенья и ведет к удорожанию продукции. Отсюда также явная разница в цене. На навагу, например, она колеблется от 16 до 21 рубля, на камбалу – от 19 до 23 рублей, горбушу – от 31 до 44, терпуг – от 15 до 26, корюшку – от 35 до 50. Это показали недавние проверки, которые наш комитет провел совместно с госторгинспекцией в краевом центре, чтобы проанализировать состояние рынка рыботоваров.

- В Москве рыба на самом деле дешевле, чем во Владивостоке?

- Такие слухи не подтверждаются. Анализом специально занимался наш комитет. Могу привести средние суммы стоимости мороженой неразделанной рыбы в феврале. У нас она составляла 26 рублей, а в столице – 45 рублей. Хотя, возможно, там можно что-то найти и подешевле. Ведь даже в Москве выплывает откровенная подделка.

- В Приморье часто удается рассекретить подпольные цеха?

- Таких фактов в последнее время выявляется все больше. Это настоящий бич в производстве копченой и соленой рыбы.

При проверках на рынках часто просто нельзя определить, откуда рыбка “приплыла”. К примеру, невозможно было идентифицировать рыбную продукцию в ООО “Самоцветы” на Второй Речке, где торгуют девять предпринимателей – тара с маркировкой производителя отсутствовала. В связи с тем, что до 70 процентов рыбной продукции реализуется в неприспособленных для этого местах, сплошь и рядом нарушаются правила торговли, ветеринарные и санитарные требования. Наши февральские проверки выявили товары с просроченным сроком реализации на площади Спортивной в ООО “Дальсельхозторг”, товары с недействительными сопроводительными документами обнаружились на рыбном рынке “Русская гавань”, установлены нарушения в магазинах “Коралловый берег”, “Океан-3” и других.

- Понятно, что качество рыботоваров во многом зависит от условий хранения и реализации, но все-таки можно выделить те предприятия, которые не вызывают больших нареканий по качеству?

- Среди лучших – Владивостокский рыбокомбинат, “Дальморепродукт”, конкурентоспособны на рынке рыбные товары в вакуумной упаковке, которые выпускает ООО “Берег Надежды”, пресервы из морепродуктов и икры минтая, подкопченная рыбопродукция колхоза “Тихий океан” из Ливадии.

- В свое время визитной карточкой Владивостока были рыбные магазины под фирменным названием “Океан”. Что-то от этой славы осталось?

- Проверки показали, что такие предприятия, как “Дары Нептуна”, “Коралловый берег”, “Океан-3”, утратили функции фирменных магазинов по торговле рыботоварами. Лишь до 30 процентов общей площади магазинов предназначено для реализации рыбной продукции, остальное сдается в аренду или переоборудовано под торговлю другими продовольственными товарами.

Считаю, что необходимо ускорить создание на территории края оптового рыбного рынка. Цивилизованная торговля начинается с этого важного звена.

Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"