Опознанный летучий от неопознанных летающих

“Летучих голландцев”, то есть бесхозных кораблей, праздно болтающихся в океанах на страх суеверным морякам, оказывается, много - хоть пруд пруди. Один из них, корабль-призрак “Мальборо”, как-то через тридцать лет после своего исчезновения вблизи чилийского городка Пунта-Аренас у острова Огненная Земля до смерти перепугал экипаж английского судна “Джонсон”.

30 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №954 от 30 март 2001

“Летучих голландцев”, то есть бесхозных кораблей, праздно болтающихся в океанах на страх суеверным морякам, оказывается, много - хоть пруд пруди. Один из них, корабль-призрак “Мальборо”, как-то через тридцать лет после своего исчезновения вблизи чилийского городка Пунта-Аренас у острова Огненная Земля до смерти перепугал экипаж английского судна “Джонсон”.

Парусник “Мальборо” с грузом мороженой баранины и шерсти вышел из Литтелтона (Новая Зеландия) 11 января 1890 года и двинулся в Лондон. На борту было 30 человек, командовал экипажем капитан Хёрд, имевший репутацию бравого морского волка. Со встречного судна, шедшего из Англии, у капитана спросили: “Как дела?” “Все в порядке!” - бодро отозвался “волк”. Погода стояла что надо, и никаких оснований для беспокойства не было. 1 апреля корабль видели у входа в Магелланов пролив, и это был последний раз, когда его видели…

В результате расследования хозяину парусника изложили вполне приемлемую версию: барк скорей всего наткнулся на риф, которых в Магеллановом проливе предостаточно, и затонул - с кем не бывает! Корабль списали со счета и понемногу забыли о нем.

14 октября 1913 года без вести пропавшее судно предстало под всеми парусами перед командой парохода “Джонсон”. Море штормило, на паруснике никого не было - в прямом соответствии со стихотворением Лермонтова: “Не слышно на нем капитана, не видно матросов на нем”. Команде парохода сделалось здорово не по себе. Все же застопорили машину, посадили в шлюпку добровольцев и направились к паруснику. Прочли на борту название: “Мальборо”. Поднявшись на судно, убедились: никого. Паруса и мачты покрыты зеленой плесенью, палуба проваливается под ногами. А вот и скелет в истлевшей одежде: рулевой, которого смерть сразила прямо при исполнении служебных обязанностей, у штурвала.

Продолжая осмотр, впавшие в шоковое состояние англичане с “Джонсона” обнаружили еще два десятка скелетов. Все люди, похоже, были застигнуты врасплох, особенно поразили моряков два сравнительно хорошо сохранившихся скелета в кают-компании, наклонившихся друг к другу будто в оживленной беседе. Груз в трюме превратился в бурую массу, документы рассыпались в руках. Однако корпус парусника был не поврежден.

По прибытии в порт назначения моряки “Джонсона” под присягой подтвердили все изложенное в рапорте капитана. Ученые, разумеется, очень заинтересовались, но “Мальборо” и след простыл.

Объяснений, простых и доступных, конечно же достаточно. Почему, например, уцелело судно? А потому, говорят, что буря загнала его в “тихую гавань”, продержала там много лет, а потом случайный ветер вытолкнул “Мальборо” из спокойной ниши и пустил по синим волнам океана навстречу “Джонсону”. Почему на корабле вместо тридцати - по числу плавсостава - скелетов оказалось всего двадцать? Да смыло волной - и всего-то. Ну а с какой стати все вдруг взяли да и померли? Да потому, что “Мальборо” попал в зону извержения подводного вулкана, которыми так богат Магелланов пролив, и люди моментально задохнулись от ядовитого газа или не выдержали частоты инфразвука.

Все, в общем, предельно ясно, и к мистике не имеет никакого отношения. Однако практически подтвердить свои предположения исследователи не могут, и “Мальборо”, как и все “летучие голландцы”, вторично и, видимо, еще на более долгий срок пропал без вести.

А если не вулкан и не вероломная волна? А если снова они, наши палочки-выручалочки в странных обстоятельствах - неопознанные летающие объекты? Кто-то где-то недосмотрел, убранный в свое время с людских глаз долой “Мальборо” дал тягу - и подвернулся пароходу своих земляков… Кому-то за это хорошенько поддали, и следы то ли откровенного преступления, то ли научной деятельности с криминальным акцентом вновь затерялись в пространстве и времени... Такая вот оказия.

Автор: Марк ЛАВРОВ