При чем тут форма, когда мало содержания?

Прочитала в пятничном номере от 2 марта подборку мнений по вопросу школьной формы – вводить или не вводить. Мой педагогический стаж 35 лет, в профессиональном образовании работаю с 1973 года, то есть кое-что знаю и могу судить. И согласна с мнением школьницы: надо в умах людей что-то менять, а не в одежде, если в обществе преследуют ребят, одетых “не очень”.

29 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №953 от 29 март 2001

Прочитала в пятничном номере от 2 марта подборку мнений по вопросу школьной формы – вводить или не вводить. Мой педагогический стаж 35 лет, в профессиональном образовании работаю с 1973 года, то есть кое-что знаю и могу судить. И согласна с мнением школьницы: надо в умах людей что-то менять, а не в одежде, если в обществе преследуют ребят, одетых “не очень”.

Согласна и с психологом Татьяной Иванниковой, что “как атрибут дисциплинирования форма, наверное, больше нужна педагогам, а не ребятам”. Я бы добавила: далеко не всем педагогам, а с авторитарным типом мышления и руководства. Огромному большинству учителей и преподавателей всех учебных заведений важны знания предмета, творческая активность ребят и высокие нравственные качества, а уж научить красиво одеваться, со вкусом, к месту и времени, по сезону и к лицу – это, действительно, общая задача преподавателей и родителей. Конечно, нездорово, мягко говоря, выглядят девочки, в начале и в конце учебного года приходящие на уроки в мини-юбках, которые больше похожи на макси-плавки, в блузках-сетках с бюстгальтером и без, в дорогих украшениях и “боевой раскраске” – хотят щегольнуть перед подругами или сразить одноклассника. Но это уже проблема не формы, а возраста. И в макси-юбке, и в трико, и в форменных брюках подростки все равно будут думать о своих проблемах, только страдать будут еще больше, что форма не нравится или не подходит, где-то висит, где-то топорщится. Потому что нет никакой гарантии, что наша промышленность обеспечит красивой, удобной формой. Да и в силу возраста не хотят ребята быть “одинаковыми”.

И не форма одежды объединяет ребят и дисциплинирует, а интересные уроки и мероприятия, добрые отношения с преподавателями, дружба в классе. Чтобы создать все это, вот где нужны справедливость, тактичность, мудрость взрослых. Разве в форме дело, если классный руководитель может грубо сказать девочке-подростку, что она “распустила свои лохмы”? А мы сами задумывались когда-нибудь: наши одежда, прическа, макияж, манера себя вести - на высоте? И нравится ли все это учащимся? Или вот еще: мы требуем к себе уважения, хотим, чтобы с нами здоровались всегда, называли по имени-отчеству, а сами всегда ли обращаемся к учащимся по имени? Увы, нередко мои коллеги считают: еще не хватало всех запоминать, не заслужили еще. Скажете, это не имеет отношения к форме? Имеет. Не форма дисциплинирует и воспитывает какие-то важные человеческие качества, а нормальные, грамотно и красиво выстроенные отношения в школе, гимназии, училище.

Будет очень печально, если вдруг придет письмо из Москвы, в котором “не будут возражать против введения формы”, и в Приморье введут ее, чтобы быть “впереди планеты всей”, не учитывая всего разнообразия мнений.