И Дэнис стал Кипятковым
Всякий раз, когда я достаю из почтового ящика открытку или письмо с русско-английскими строчками вперемежку, сердце мое радостно екает. 23-летняя Эми Сью Миллер из американского штата Алабама вошла в нашу семью прошлым летом, став родным человечком. У нее появились, как она говорит, младший брат и русская мама, у нас – дочь.
Всякий раз, когда я достаю из почтового ящика открытку или письмо с русско-английскими строчками вперемежку, сердце мое радостно екает. 23-летняя Эми Сью Миллер из американского штата Алабама вошла в нашу семью прошлым летом, став родным человечком. У нее появились, как она говорит, младший брат и русская мама, у нас – дочь.
Сью – волонтер. Она приехала на Дальний Восток по линии Корпуса мира. Мы в период трехмесячной адаптации в новой стране учили ее первым, пожалуй, самым трудным шагам по русской земле, которая для многих американцев оказалась сродни темной стороне Луны.
Помню, как Сью старательно повторяла за мной: “кипятильник”, крутя в руках диковинный предмет быта, – горячей воды не было все лето. Как она училась переходить дорогу, покупать на рынке продукты, а в соседнем магазине свое неизменное лакомство – русское мороженое, протискиваться в переполненный по утрам троллейбус, не “теряя” при этом лица и новой русской лексики (не беспокойтесь – нормативной): после непроизвольного “sorry” она всегда добавляла “извините”.
К слову, волонтеры лишены дипломатического статуса и соответственно каких-либо льгот и привилегий. За время их добровольного пребывания в стране американцы живут в российском “статусе”, по российским законам. Больше того, за свою работу, скажем, преподавателя английского языка в сельской школе, они получают пособие от своей страны в размере русской учительской зарплаты. Каково?..
Сью Миллер, выросшей в довольно обеспеченной американской семье, хватило терпения, настойчивости и, можно сказать, отваги, чтобы пережить такую лютую во всех отношениях зиму. Хотя 11 ее коллег из 38, прибывших на Дальний Восток прошлым летом, покинули регион – по разным причинам: семейным, медицинским и прочим.
Сью осталась. Сейчас она живет в Находке, преподает английский и испанский для студентов филиала ВГУЭС и собирается провести здесь положенных два года. Хотя, как знать. Жизнь нередко придумывает свой особый сценарий. Многие из волонтеров, например Крис Черч, который работал в тернейском экологическом детском центре, продлили “командировку”. Стефани Берд, учитель английского языка в Нижнетамбовской сельской школе (Хабаровский край), тоже задержалась в России – она вышла здесь замуж.
Впрочем, это не редкость. Как правило, каждая новая группа волонтеров играет русско-американскую свадьбу. А прошлым летом их было сразу две: кроме Стефани Берд еще у Роберта Майера. Но в отличие от других волонтерских молодоженов, отправляющихся позже в Америку, Дэнис Бойл, который не без доли юмора называет себя Денисом Ивановичем Кипятковым (boil - в переводе с английского - кипеть), остался жить в России. Он приехал на Дальний Восток с первой группой добровольцев в 1992 году. Женился на русской девушке, сейчас в семье подрастает прелестная дочка. А Дэн работает директором Дальневосточного офиса Американского совета преподавателей русского языка и литературы.
Но конечно же волонтеры приезжают к нам вовсе не за тем, чтобы найти здесь спутника жизни. Это, так сказать, счастливый случай. Хотя он тоже работает на главную программу Корпуса мира, неполитической и нерелигиозной организации, – подружить людей разных стран. Познакомить жителей США с русским языком, традициями, историей, культурой, а россиян соответственно – с американскими атрибутами жизни. Именно поэтому волонтеры преподают здесь английский язык в школах и вузах, экологические дисциплины, а также основы бизнеса. Таким образом создавая ту свободную модель мира, в которой бы нам всем хотелось жить.
Справка “В”. Корпус мира был создан 1 марта 1961 года – нынешней весной ему исполнилось сорок лет. Эта идея принадлежала Джону Кеннеди, с тех пор волонтеры подчиняются непосредственно президенту США. Сегодня в его рядах насчитывается 160 тысяч добровольцев – отбор ведется довольно жесткий. Учитываются уровень образования, состояние здоровья и опыт работы, поэтому волонтером становится только один из десяти желающих. Американские добровольцы работают в 134 странах мира. В России их побывало свыше 600 человек, из них почти половина на Дальнем Востоке. Корпус мира появился в нашей стране в 1992 году с легкой руки премьер-министра Е. Гайдара, который подписал межправительственное соглашение. Причем в России находятся только два представительства Корпуса мира: в Москве (директор Тимоти Даглас) и во Владивостоке (его заместитель Валерия Ибаан).
В начале июля во Владивосток прибывает очередной, девятый “десант” Корпуса мира. Он обещает почти в два раза превысить прошлогодний. Некоторые из американцев пожелали стать волонтерами, стремясь помочь русским. Кто-то просто хочет посмотреть мир, пожить в другой стране, выучить новый язык. Многие делают это из карьерных соображений – они не только приобретают опыт работы в другой стране, но получают значительную скидку при оплате дальнейшего образования. Но независимо от причины, по которой эти люди стали добровольцами, они вызывают уважение уже только за то, что вырвались из привычного круга жизни и отправились навстречу неизведанному.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток"