“Купола снимать не будем – не 37-й год…”
Горящие золотом купола классик сравнивал с пламенем церковной свечи, устремленным в небо. Сегодня настоятель храма Успения Божьей Матери игумен Сергий обращается к своим прихожанам с просьбой о молитвенной помощи и поддержке, чтобы отвести беду, нависшую над храмом.
Горящие золотом купола классик сравнивал с пламенем церковной свечи, устремленным в небо. Сегодня настоятель храма Успения Божьей Матери игумен Сергий обращается к своим прихожанам с просьбой о молитвенной помощи и поддержке, чтобы отвести беду, нависшую над храмом.
Хотя, как утверждает директор Приморского государственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Анна Мялк, игумен Сергий сам виновен в том, что дело приняло такой нелицеприятный поворот.
История вопроса. Бывший соборный дом, построенный в конце Х1Х века в ограде Успенского храма и уцелевший после его взрыва в пятилетку безбожия, попал в список памятников. Но до того как это случилось, он прожил долгую и трудную жизнь: здесь были церковноприходская школа, гостиница, просвирня, пионерские кружки, ДОСААФ, работали как-то даже токарные станки. В 1996 г. здание было передано в бессрочное и безвозмездное пользование Владивостокской епархии. А два года спустя центр заключил с епархией охранные обязательства.
- Бывший соборный дом интересен нам, современникам, как архитектурный “типаж” конца ХIХ- начала ХХ века, - говорит директор центра Анна Мялк. - Второго такого во Владивостоке нет. Поэтому, когда это здание решили переоборудовать под церковь, мы, согласовывая с игуменом Сергием эскизный проект, разрешили внести лишь небольшие изменения в его облик: пристроить скромную алтарную часть, возвести главку, венчающую вход в церковь. И что же в результате? Не сделав ни проекта реставрации, ни технического обследования здания, ни плана его “перепрофилирования”, игумен Сергий приступил к большой перестройке. У северного фасада появилась довольно неуклюжая пристройка, возведена звонница (о которой вообще не было речи), на кровле сооружен громадный барабан, установлены еще три купола, деревянные оконные переплеты, выполненные в стилистике модерна, заменены современными пластиковыми. Вместо трех замурованных окон пробито три дверных проема, утрачены многие архитектурные детали .
Мы трижды обращались с предписаниями на имя игумена Сергия, он давал обещания, но, как сейчас видно, совсем не собирался их выполнять…. Поэтому центр требует демонтировать все несогласованные надстройки, в том числе купола, и обязать Владивостокскую епархию восстановить первоначальный облик здания-памятника. В противном случае мы будем обращаться к патриарху всея Руси Алексию Второму.
Между тем, как утверждают в епархии, необходимый проектный минимум был соблюден – в работах принимали участие архитекторы “из числа православных христиан”, а качество выполненных работ подтверждено в акте, подписанном специалистами “Приморгражданпроекта”.
- Нас теперь обвиняют в том, что мы чуть ли не разрушили памятник истории и архитектуры, - говорит настоятель церкви игумен Сергий (он же – секретарь епископа Вениамина). – Странно это слышать. Когда дом разрушался – это всех устраивало. А когда мы его отремонтировали, оказалось, что придать ему вид настоящего православного храма с куполами, крестами и звонницей мы не можем, так как нарушим его исторический облик. Но у прихода не было и нет средств для оформления дорогостоящей проектной документации в центре охраны памятников (это стоит около 300 тыс. рублей), а купола и кровлю мы заказывали на пожертвования, собранные прихожанами.
Мы не хотим информационной войны и готовы на диалог, но купола снимать не будем – сейчас не 37-й год. И вообще предлагаем вывести бывший соборный дом, где сейчас разместилась церковь, из списка памятников.
Ситуация зашла так далеко, что хочется воскликнуть: “Остановитесь! Оглянитесь!” Есть и должен быть выход из этого конфликта: по совести и по закону. Сумел же, к примеру, отец Ростислав, настоятель храма Казанской Божьей Матери, разместить церковь в стенах бывшего кинотеатра “Вымпел”. Без скандалов и громких разбирательств. По-божески и по-людски.
P.S.Когда верстался номер, стало известно, что епархия и центр охраны памятников пошли на мировую. Двухстороннее обсуждение всех аспектов проблемы привело "к приемлемому выходу, который позволил соблюсти законодательные нормативы и не задеть религиозные чувства верующих". Храм Успения Божией Матери будет продолжать радовать горожан золотыми куполами, а строительные работы продолжатся.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"