Краб валюты и согласия

Сегодня в Москве проходит аукцион по продаже квот на вылов краба – самого экономически ценного морского ресурса. Никто не сомневается, что торги в отличие от прежних двух (по минтаю и сельди) не превратятся в разборки рыбопромышленников и властей.

20 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №947 от 20 март 2001

Сегодня в Москве проходит аукцион по продаже квот на вылов краба – самого экономически ценного морского ресурса. Никто не сомневается, что торги в отличие от прежних двух (по минтаю и сельди) не превратятся в разборки рыбопромышленников и властей.

И тем не менее, несмотря на прошедшие в первой декаде марта консультации региональных чиновников (на этой встрече Приморье представлял вице-губернатор Владимир Сидоров) с правительством Михаила Касьянова, где Москва пообещала региональщикам перевести часть торгов на места, ситуация по-прежнему остается накаленной. Не прошло и недели после эпохального совещания, как вопрос о “правилах игры” при проведении аукционов неожиданно был внесен в повестку дня заседания Госдумы. Одна из фракций подготовила парламентский запрос председателю правительства “О порядке распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в целях промышленного рыболовства”. Почти двум сотням парламентариев показалось, что из-за невнятности процедуры торгов дестабилизируется работа предприятий, растет социальная напряженность в морских регионах, что рыбодобывающие компании вынуждены отказаться от участия в аукционах. Кажется, пока только отдельные группы из Госдумы могут позволить себе критиковать нашумевшую правительственную реформу – все остальные участники игры успокоились и задумались о финансовом сезоне. И большинство думцев, кстати, проголосовало против принятия постановления о “рыбном” запросе…...

По мнению пресс-секретаря ОАО “Дальморепродукт” Юрия Григорьева, сегодня на торгах рыбопромышленники не будут демонстрировать такого “лобби” и единства действий, как это было на первых двух аукционах.

На данный момент в стране работает около 500 краболовных судов. А в аукционе может принимать участие даже фирма с одним транспортом в арсенале. Краболовный флот в недалеком прошлом отечественного монополиста по добыче данного биоресурса – “Дальморепродукта” – простаивает с декабря: топливо сжигается впустую, экипажи соответственно не получают зарплату. Теперь же есть шанс полностью “окупить” застой. Последующим экспортом. По нашим данным, то же самое сделают все остальные приморские компании, имеющие крабодобывающий флот. Можно предположить, что иностранцам, которых 23 марта допустят до последней минтаевой распродажи, не останется даже клешни.

Уже сейчас известно, что фирмы готовы выкладывать за краба такие деньги, которые эквивалентны стоимости новеньких судов. Похоже, что правительство и регионы достигли согласия.