Наука для необремененных, или Два феномена дианетики

Они приходят сюда, чтобы научиться общаться, избавиться от застенчивости, наладить отношения в семье, а попадают в секту…

16 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №946 от 16 март 2001
Они приходят сюда, чтобы научиться общаться, избавиться от застенчивости, наладить отношения в семье, а попадают в секту…

Табличка на углу дома гласила: “Центр улучшения жизни”. Почему бы не улучшить свою жизнь и не хлебнуть опыта у тех, кто, очевидно, уже как сыр в масле катается?

Загаженный кошками подъезд с обледенелыми ступенями посеял чуть заметное сомнение: моя “улучшенная” жизнь внешне будет выглядеть так же? Ну да ладно, посмотрим дальше. Захожу в тесную комнату, озираюсь: “Ты здесь, значит, ты – саентолог. Теперь мы сделаем из тебя одитора-эксперта, невзирая ни на что. Мы скорее согласимся видеть тебя мертвым, чем неспособным. Л. Рон Хаббард”. О, старый знакомый! Вот кто хочет осчастливить меня!

Но как-то образ мертвых клиентов центра улучшения жизни мне не глянулся, и я поспешила удалиться. В другой центр дианетики-саентологии Владивостока: захотелось своими глазами увидеть все то, что привлекает новых и новых поклонников дианетики. Но живых, а не мертвых.

Приветливые сотрудники центра с ходу предлагают пройти “оксфордский” тест – бесплатно. Через сутки компьютер выдает мне, неисправимому, признаться, оптимисту, график эмоционального состояния и вообще жизненного положения. В общем, так: глубочайшая депрессия, полная безответственность, безволие, отсутствие целей в жизни. “Должна огорчить: в вас совсем нет жизненной энергии, вас преследуют страхи”, - глубокомысленно сообщает сотрудница. И я понимаю, что эмоциональное состояние утопленника гораздо лучше, чем мое… “Не отчаивайтесь, в мире, к счастью, уже создана технология обретения душевного здоровья. Для начала рекомендую курс личностного роста. Есть и другие. Вот прейскурант”, - тоном доктора рекомендует мне моя новоиспеченная спасительница. Самый дешевенький курс – 300 рублей плюс пакет обязательных книг и брошюр. Посерьезнее – 500, 1000, 1500 рублей и выше.

Выбираю курс “Шкала эмоциональных тонов”, где мне обещано научиться легко понимать людей, предсказывать их поведение, влиять на них в свою пользу и наконец-то сделать первый шаг к жизненному успеху.

Вперед, к безмятежности!

Приступаем к занятиям. Между прочим, учебный класс полон – с десяток человек, по большей части студенты. Или вполне состоявшиеся люди…

Обучение начинается с просмотра рекламного фильма про дианетику и саентологию, откуда я с удивлением узнаю, что именно Хаббард впервые в истории человечества разгадал загадку разума, и до него, судя по всему, никаких толковых исследований человеческого мозга в мире не проводилось. А если кто-то там и копошился, то по верхам…

Но вернемся к “Шкале эмоциональных тонов”. С нетерпением жду прикосновения к сокровенным знаниям. На психолога учатся пять лет и всю жизнь, штудируя полки и шкафы книг. Здесь я получаю пособие в 32 страницы, треть из которых – биография Хаббарда и восхваление методов дианетики. Такая скорость обучения меня устраивает!

Итак, читаю. “Когда человек постоянно горюет, то он находится в тоне горя. Это 0,5 по шкале”. Глубокомысленное наблюдение! «Человек, который сражается с угрозой потерь, находится в гневе. Это 1,5 по шкале». Грандиозно! Апатия, горе, страх, гнев, скука, радость, энтузиазм… Что же с этим “уникальным” багажом знаний делать дальше? Между прочим, каждое понятие нужно осмыслить по словарю Ожегова. В учебном классе шуршат страницы – учитель русского был бы счастлив.

Дальше – урок еще интереснее. Надо выйти на улицу и научиться определять, в каком тоне живут разные люди. Для этого нужно прохожим задавать рекомендуемые вопросы, например: “Когда вы в последний раз стриглись?” Неожиданность вопроса согласно теории должна сшибить с человека социальный тон-маску, которую он носит, и выявить истинное “лицо”. Представив, какие ответы могу получить в ответ на странные вопросы, идти на задание одна отказываюсь. Супервайзер Танечка вынуждена сопровождать – ведь деньги “плочены”! Но Танечка не решается задать вопрос по-хаббардовски, а отделывается безобидным: “Не скажете, который час?”. Накал, конечно, не тот, люди скорее индифферентны…

А вот зачем. Во-первых, меня уверяют, что, ответив, скажем, на тон ненависти тоном гнева, я могу улучшить собеседнику его жизненное самочувствие. Более того, оказывается, от того, в каком хроническом тоне человек живет, зависит, любит ли он детей или не делает “никаких попыток к воспроизведению потомства”… Если ваш тон ничего так, Хаббард предсказывает вам отличное здоровье, отсутствие несчастных случаев, правдивость, сопротивляемость гипнозу и массу других замечательных вещей. Самые счастливые в этом мире – так называемые клиры, живущие в тоне безмятежности. Видимо, им всегда хорошо, их уже ничто не беспокоит. Задача дианетики – клировать всю планету. Планета безмятежных? Видимо, мятущимся талантам не место на такой планете? Куда тогда девать Пушкина, Есенина и Ахматову?

Феномен первый

Что и говорить, создатель дианетики и основатель церкви саентологии Лафайет Рон Хаббард – личность, действительно, неординарная. По разным причинам. Например, потому, что он – обладатель двух биографий. Одну без устали рассказывают адепты церкви, многочисленные последователи во многих странах мира. Другую – религиоведы, врачи-психиатры и представители правоохранительных органов. Разночтений, понятно, множество. Вот самое безобидное: адепты говорят, что он – большой ученый, исследователь человеческого мозга, капитан дальнего плавания и летчик. Объективные исследователи утверждают: он так и не окончил ни одного вуза. Претендуя на звание создателя современной науки душевного здоровья, Рон Хаббард не имел медицинского образования. Книга “Дианетика” вышла в 1952 году. А в конце 40-х он был членом секты, основателем которой был известный сатанист Кроули.

Однако в чем две биографии совпадают, так это в том, что Хаббард был писателем-фантастом.

“Церковь саентологии в отличие от ряда других новых религий – плод чистой фантазии одного человека, - рассказывает Светлана Дударенок, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии ДВГУ.

Согласно его учению все в мире создали некие тетаны, однако по прошествии 40 миллиардов лет в результате кровавого катаклизма они утратили свою божественную сущность и оказались на поверхности Земли, став пленниками материи. Люди – это депрессивные тетаны. Религия Хаббарда берется принести людям спасение – вернуть их божественную сущность…”

Как захватывающе, иезуитски мудро – навыдумывать фантастических книг и героев, а потом провозгласить, что все оно так и было на самом деле!

Именно Хаббарду принадлежит знаменитое высказывание: “Писать, чтобы получать по центу за слово, – смешно. Если человек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ – это основать свою религию”. Комментарии излишни…

Феномен второй

“Дианетика – наука душевного здоровья”, – утверждают приверженцы Хаббарда. Дианетика и саентология – тоталитарный религиозный культ со всеми вытекающими отсюда последствиями для психики ее адептов, утверждают религиоведы, врачи, ученые.

Остановитесь у книжного прилавка с набором брошюр по дианетике: ни одна из них не зовет поверить в новых богов, нет! Вот лишь несколько анонсов. “Умеете ли вы правильно учиться, чтобы превратить учебу в увлекательное занятие? Как вырастить здоровых, счастливых детей?” – все эти жизненно необходимые знания и предлагает на первых порах дианетика-саентология.

“Дианетика пришла в Россию в 90-е годы, когда специалистов-психологов, тем более психотерапевтов было считанные единицы. Наверное, потому люди почувствовали интерес: познание души человеческой, самое себя – что может быть увлекательнее? Увы, никакого отношения к истинной психологии и психотерапии труды Хаббарда не имеют! – говорит врач-психотерапевт Владимир Слабинский. – Помните старика Хоттабыча, который наколдовал мраморный телефон? Красивый такой – полное подобие настоящего. Только даже трубку с этого телефона снять нельзя было, не говоря о наличии проводов и мембран. Так и в дианетике – книги пересыпаны множеством псевдонаучных терминов, большинство из которых понятны лишь Хаббарду и его последователям и неизвестны в научном мире, есть такая же суррогатная теория разделения ума на части и подобные ей. Есть процедура одитинга, где сидят и говорят два человека. На этом сходство с подлинной наукой заканчивается. Все остальное – “мраморный телефон”.

Впрочем, не зря говорят, что лучшие сорта лжи сделаны из полуправды. Хаббард посещал-таки разные курсы и лекции и кое-чего успел нахвататься. И потому в его книгах слышатся то перепевы учения о бессознательном, то другие элементы из психоанализа и психотерапии – наук, успевших к середине века накопить немало подлинных, драгоценных знаний.

Однако в чем действительно преуспел Хаббард, так это в технологиях манипулирования, направленных на освобождение карманов клиентов от денег. Эффективные системы финансовых пирамид – “плати и обретешь истину” – это единственная наука, в которой Хаббард оправданно присвоил себе звание доктора наук. Больше ни одна из академий его талантов не признала.

Увы, не все так безобидно в дианетике-саентологии. Там есть немало технологий, разрушительно действующих на психику.

“Во-первых, с самого начала людям внушается, что они относятся к кругу избранных, и те, кто посещает дианетические курсы, – продвинутые, люди некой высшей касты, - говорит Владимир Слабинский. – Стать клиром – очищенным от всяческих рефлексий, ошибок, боли (инграмм), а потом и тетаном – где-то на уровне бога – для многих заманчиво. Саентология умело играет на человеческом тщеславии.

Второй разрушительный момент заключается вот в чем. В дианетике распространена процедура одитинга. Она заключается в том, что садятся два человека, и один другому рассказывает о каких-то моментах своей жизни, связанных с болью. По команде ведущего – одитора “пациент” столько раз должен пройти в памяти вдоль и поперек ситуации, сколько нужно, чтобы ситуация вызвала облегчение и смех. Считается, что в этот момент мозг освобождается от момента боли – инграммы. А вместе с инграммой уходят и все болезни, прямо одна за другой.

Есть еще один нюанс. В психотерапии механизмы возникновения привязанности (это когда пациент, просто говоря, влюбляется в доктора) описаны еще со времен Фрейда и строго учитываются в ходе консультаций: ниточки привязанности профессионал обязан умело устранять. В дианетике же ни о каких профессиональных приемах слыхом не слыхивали, и в парах между одитором и его партнером возникает особая откровенность, которая далеко не всегда царит в семье. Число разводов в семьях тех, кто увлекся дианетикой, катастрофически велико”.

Любопытна еще одна деталь одитинга. Проходить по дорогам памяти вам приходится во всех тринадцати прежних воплощениях. Потому что причиной боли в пояснице, оказывается, могло быть то, что в первом веке нашей эры вас изнасиловал на камне римский легионер! “Пройдите еще раз этот момент! – командует одитор. – Что вы там видите?” - “Я вижу этот камень, он впился в бок. Ха-ха-ха!” Боль в спине проходит…

“Но одна из самых, пожалуй, разрушительных – это техника так называемого оздоровления и очищения, - продолжает доктор Владимир Слабинский. - Процедура предполагает многочасовые высокотемпературные сауны с приемом специальных препаратов либо огромных доз витаминов, в 10-15 раз превышающих предельно допустимые дозы. Вот когда в организме происходят изменения на физиологическом уровне. Например, витамины группы В лежат в основе функционирования нервной системы. При передозировке организм испытывает столь мощную физиологическую встряску, что происходит серьезная и зачастую необратимая перестройка всех важнейших психических процессов нервной деятельности. У “очищаемых” нередко наблюдаются галлюцинации. Позже человек начинает пребывать в некой стойкой бредовой системе.

Кто в очередь клироваться?

На стенде центра “Дианетика” объявление: “Хочешь стать клиром?” Разговорилась с молодым мужчиной: Сергей, окончил политехнический институт, работал близко к специальности, пришел в центр уже давно – за психологическими знаниями, да и вообще – искал себя. Теперь работает здесь.

- Сергей, хотите стать клиром?

- Конечно.

- А как же специальность инженера?

- Это уже неважно.

- А в стране уже и тетаны есть?

- Да, один. Очень способный. За короткое время он перешел от первого к четвертому уровню.

Взгляд Сергея затуманился:

- Может, когда-нибудь и я стану тетаном…

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"