Подводная десятилетка адмирала Захаренко

Из почти 30 календарных лет на флоте адмирал Михаил Захаренко более 10 лет провел под водой. В его активе 14 автономных плаваний, оцененных Родиной двумя орденами. В ходе испытаний новейшего атомного ракетоносца адмирал Захаренко совершил одно из самых глубоководных погружений в мире. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Михаилу Захаренко это удалось. Придя на флот матросом, он стал адмиралом.Ему и слово…

16 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №946 от 16 март 2001

Из почти 30 календарных лет на флоте адмирал Михаил Захаренко более 10 лет провел под водой. В его активе 14 автономных плаваний, оцененных Родиной двумя орденами. В ходе испытаний новейшего атомного ракетоносца адмирал Захаренко совершил одно из самых глубоководных погружений в мире. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Михаилу Захаренко это удалось. Придя на флот матросом, он стал адмиралом.Ему и слово…

Моряками не рождаются

- В 1965 году окончил школу в Красноярском крае, устроился работать на завод “Сибэлектросталь”, учился в институте на вечернем отделении. Знаете, в то время у всех молодых людей была мечта о космосе – тогда только начиналось освоение околоземной орбиты. Все мои сверстники тогда грезили небом. А еще все хотели служить на флоте. И я не был исключением.

Не знаю, как бы повернулась судьба, если бы тогда, 35 лет назад, к нам на завод не пришли работать после службы молодые парни, уволенные в запас с Тихоокеанского флота. Мы видели, с какой неподдельной гордостью они уже на гражданке носили флотскую форму. Бушлаты, расклешенные брюки, бескозырки ребята не снимали даже в самые лютые морозы. Как мы, молодые парни, им тогда завидовали…

Когда подошло время идти в армию, для Михаила Захаренко не было уже никаких сомнений по поводу мечты о будущем месте службы – он хотел на флот. И судьба ему улыбнулась. По призыву Захаренко попал сюда, во Владивосток, во флотский экипаж. В подводники тогда был строжайший отбор – и по здоровью, и по психологической совместимости. Словом, первым местом службы для матроса Михаила Захаренко стал легендарный учебный отряд подводного плавания. Своего командира взвода капитана 3-го ранга Иванова командующий ТОФ вспоминает добрым словом и сейчас…

- Свой первый боевой корабль - большую дизель-электрическую торпедную лодку 641-го проекта (по натовской классификации “Фокстрот”), - говорит он, - помню прекрасно. И свой первый выход в море никогда не забуду, и как перегоняли лодку из Владивостока в Бечевинку…

Уже на срочной службе понял, что тяжкая доля подводника – это моя судьба. Поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени адмирала Макарова. В те годы в ТОВВМУ была очень сильная школа, которая готовила подводников. Многого стоит и тот факт, что училище возглавлял тогда контр-адмирал Старенков – он сам был прославленным подводником…

Жизнь в обнимку с атомным реактором

Окончив штурманский факультет, молодой лейтенант Михаил Захаренко получил распределение на Камчатку. Это были годы становления советского атомного подводного флота. Михаилу Георгиевичу повезло – с отличными рекомендациями из училища лейтенант Захаренко попал на самую современную подводную лодку того времени.

Вот так и получилось, говорит Михаил Захаренко, что с 1972 года вся моя жизнь прошла в обнимку с атомным реактором.

За эти годы нынешний командующий ТОФ прошел долгий путь от матроса - штурманского электрика до командира объединения подводных лодок. Большой Камень, бухта Павловского в Приморье, Бечевинка, поселок Рыбачий на Камчатке – 24 календарных года на подводном флоте… Из них 10 (!) лет – под водой. Перерывы – лишь на учебу в высших офицерских классах, военно-морской академии, академии Генерального штаба.

- Теперь я знаю, что означает фраза “за гранью человеческих возможностей”. Это переподготовка в Обнинске. Тогда учеба начиналась ранним утром и заканчивалась поздней ночью. И все на грани физического и психического напряжения. Двое суток шло тестирование. Причем на принятие решения командиру в экстренных случаях давалось от 19 до 27 секунд. За это время нужно было найти единственно возможный выход из сложного положения. И постоянно помнить, что от твоего приказа зависят жизни десятков людей. Иногда даже металл не выдерживал, гнулся…

Михаил Захаренко установил, наверное, своеобразный рекорд – он был допущен к управлению и командованию восемью типами подводных лодок, то есть освоил все типы атомных субмарин, которые стояли на вооружении Тихоокеанского флота.

- Не забуду свой первый самостоятельный поход – в ранге капитана 3-го ранга я командовал современным атомным подводным крейсером. Командование поставило задачу пересечь за очень короткое время Тихий океан. В неделю удавалось поспать максимум шесть часов. Это колоссальная ответственность и перед государством, и перед экипажем.

Нельзя сказать, что подводником может стать любой. Я точно знаю, что в экипаже, там, под водой, человек должен быть прозрачен как стекло.

Как проверяется любовь к Родине

Командир силен экипажем. Эти люди, говорит Захаренко, умели подбирать команду, умели создать нужный психологический настрой, умели найти общий язык со всеми - с матросами, мичманами, офицерами. И что, может быть, самое главное - никогда не перекладывали ответственность на чужие плечи.

- Когда после 10-12 месяцев под водой лодка идет в родную базу, это, конечно, зрелище незабываемое. Поднимаются перископы, и весь экипаж собирается в центральном отсеке – только бы посмотреть на то, что происходит над водой, увидеть солнце. А когда отдраивается верхний рубочный люк, и ты выходишь на палубу… От глотка свежего воздуха просто пьянеешь.

Только после 14 месяцев под водой узнаешь, что такое настоящая любовь к Родине. И гордость за родную страну. Эти чувства проверяются вдали от дома. Про них нельзя рассказывать – все слова будут плоскими, стертыми. Это надо прочувствовать.

Сейчас флот переживает не лучшие времена. Подводные лодки стали реже ходить в море. Но я точно знаю, что очень скоро все изменится. Слава богу, благодаря стараниям главкома ВМФ адмирала флота Владимира Ивановича Куроедова создана новая концепция развития военно-морского флота. К нам повернулись лицом. И я верю, что флот вновь выйдет в море.

Уже сейчас на празднование Дня подводника во Владивосток слетаются командиры подлодок из всех баз Тихоокеанского флота. Михаил Захаренко точно знает, что свой первый тост на этом празднике он поднимет за подводное братство и за то, чтобы число погружений всегда равнялось количеству всплытий.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"