“Неиспорченный” телефон

“Вы позвонили по телефону доверия налоговой службы. Мы готовы принять вашу информацию”. Ежедневно в течение трех лет работники управления Министерства РФ по налогам и сборам по Приморскому краю не один десяток раз произносят эту фразу. В ответ на приветствие можно услышать самые разные сообщения. Большая их часть используется налоговиками при проверках, что позволяет вернуть в бюджет неуплаченные налоги. Некоторые звонки иначе как к курьезным не отнесешь. Как бы то ни было, информация, поступающая по телефону, весьма точно отражает круг проблем, свойственных сегодняшнему времени.

15 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №945 от 15 март 2001

“Вы позвонили по телефону доверия налоговой службы. Мы готовы принять вашу информацию”. Ежедневно в течение трех лет работники управления Министерства РФ по налогам и сборам по Приморскому краю не один десяток раз произносят эту фразу. В ответ на приветствие можно услышать самые разные сообщения. Большая их часть используется налоговиками при проверках, что позволяет вернуть в бюджет неуплаченные налоги. Некоторые звонки иначе как к курьезным не отнесешь. Как бы то ни было, информация, поступающая по телефону, весьма точно отражает круг проблем, свойственных сегодняшнему времени.

Итак, кто же звонит по телефону доверия?

Помощники налоговой службы. Как правило, профессионально излагают суть налоговых нарушений, точно указывают все данные, многие даже готовы представить документы для доказательства.

В прошлом году абонент сообщил, что ЗАО “Гарольд Вилон Ко ЛТД”, расположенное на ст. Угольная и имеющее магазин, пекарню, киоск, занижает выручку и соответственно налоги. Проверка подтвердила правильность информации. В отношении директора было возбуждено уголовное дело за незаконное предпринимательство, вскоре прекращенное по амнистии. Главой администрации района вынесено постановление об освобождении предприятием земельного участка, а вся алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, была изъята и уничтожена.

Пострадавшие клиенты и потребители. Наиболее распространенная категория абонентов. Как правило, обращаются с жалобами на некачественный товар и отказ продавцов обменять его или вернуть деньги. Если по части применения контрольно-кассовых машин нарушений не было, то гражданам следует обращаться в отделы по защите прав потребителей. В случае же если при покупке не выдавался чек, то магазин берется налоговиками на заметку и в ближайшее время его проверяют. Примеров результативных проверок – бесчисленное множество. Всего более 200 сообщений, связанных с нарушениями правил использования кассовых аппаратов и торговлей алкоголем, зарегистрировано в прошлом году. Треть из них в ходе специальных рейдов подтвердилась. Составлено 22 акта на неприменение ККМ, 19 - на невыдачу чека с покупкой покупателю. Материалы 19 проверок переданы в органы внутренних дел. Предъявлено штрафов на сумму 91,7 тыс. руб, взыскано 64,2 тыс. руб.

Главное, что надо помнить покупателям, – это обязательно требовать чек при покупке. Тем более если она дорогостоящая. Одна дама, звонившая в налоговую, жаловалась, что, купив норковую шубу и обнаружив в ней брак, она не смогла ее сдать назад. Выяснилось, что, отдав пару тысяч долларов, она даже не подумала взять чек. Вернуть бракованную вещь действительно гораздо труднее при отсутствии документов, подтверждающих факт покупки.

Пассажиры. “На маршруте автобуса № 62 не выдают билеты”. Проверка по горячим следам показала: автобус принадлежит ООО “Востоктранссервис”, при расчетах с пассажирами использовались билеты старого образца. Взыскан штраф в сумме 4174,5 руб.

Жалоб на невыдачу билетов в коммерческом транспорте Владивостока очень много. Правило здесь одно: билеты надо требовать, и их обязаны выдать. Отдавая “пятачок” водителю, стоит вспомнить, что если деньги не “обилечены”, значит, они и не учтены, налоги с них не уплачены. И что тогда ругаться по поводу разбитых дорог, если мы сами потакаем неплательщикам налогов. Конечно, проверки городского транспорта с участием налоговой и транспортной инспекций идут постоянно, но без помощи горожан все же не обойтись.

Жертвы мошенников. “Меня взяли в фирму на работу с испытательным сроком, забрали паспорт и трудовую. Через два месяца сказали, что я им не подхожу. Мало того, что зарплату не выплатили, но еще и требуют вернуть якобы накопившийся долг, иначе не отдадут паспорт”. Жертвами такого трудоустройства чаще всего становятся молодые люди, мало знакомые с законодательством. Сегодня частные фирмы по сути бесконтрольны в вопросах найма и оплаты труда работников. Человек, не проработав и месяца, зачастую оказывается вышвырнут на улицу не просто без социальных гарантий, но и без всякой оплаты. Ему на смену приходит другой, третий…...

Устраиваясь на работу, добейтесь заключения контракта, ни в коем случае не отдавайте никому свой паспорт. Если же в этих элементарных требованиях вам отказывают – это первый признак будущего обмана.

Много жалоб поступает по телефону на фирмы, которые за не одну тысячу долларов обещают устройство на работу, в том числе и за границу. Как правило, история развивается по одному сценарию: получив деньги от клиента, предлагают подойти через неделю, потом – через две, а в следующее посещение фирмы по данному адресу уже нет. Налоговая и занялась бы ими, но часто бывает слишком поздно.

Разведенные жены. “Муж платит алименты 200 рублей в месяц. Обратилась на работу – бухгалтерия подтверждает, что заработок не превышает 1000 рублей. А сами занимаются торговлей нефтепродуктами”. Конечно, такие фирмы будут проверяться, поскольку реальные доходы работников явно превышают те, что проходят по бумагам. Соответственно, это влечет за собой занижение налогов. Кстати, попытка указать заниженную зарплату в стремлении сэкономить на подоходном налоге оборачивается, как показывает практика, против самого работника. Дело в том, что средства в Пенсионный фонд поступают, как и подоходный налог, мизерные. И когда дело дойдет до начисления пенсии (это только кажется, что до старости ох как далеко), многие пожалеют, что скрывали свой реальный заработок.

Соседи. Довольно многочисленны и неутомимы. Трудно сказать, насколько их волнует пополняемость бюджета, но шум в квартире, которую арендуют какие-то скандалисты, они терпеть не будут. Когда попытки обращения к хозяевам сдаваемой в аренду соседней квартиры с просьбой вселять жильцов потише оказываются бесполезными, в ход идут другие рычаги. Это и вызов участкового, и жалобы в домоуправление, и… звонок в налоговую в надежде, что за своих буйных квартирантов хозяин должен ответить хотя бы уплатой налога с доходов, полученных от аренды. Особенно страдают жильцы, живущие по соседству с квартирами, арендуемыми так называемыми фирмами досуга. Помимо постоянного ночного шума и веселья, сопровождающих, как правило, такой “досуг”, неприятности несчастным гражданам доставляют даже охранники фирм. Порядок здесь должна навести милиция, а налоговая инспекция обяжет владельца “нехорошей” квартиры заплатить налог сполна.

Не дают покоя некоторым гражданам и зажиточные соседи. “Мой сосед делает в квартире ремонт, а на какие деньги?” - мучается подозрениями иной аноним. Недавно купленный соседом автомобиль лишает сна того, кто тратит время на слежку за ним, вместо того чтобы самому попытаться заработать. Похоже, таких завистников вполне устраивало бы, чтобы с помощью налоговой работящего соседа вновь вернули к прежней, равной для всех, бедности. Налоговая этим не занимается. Размер дохода может быть любым, главное – чтобы налог с него был уплачен в полном размере.

Не по адресу. Каждый новый инфляционный виток неизбежно увеличивает количество звонков по телефону доверия. Люди жалуются на повышение цен и призывают налоговую “заняться этими спекулянтами”. Однако контроль за ценами (кроме соблюдения минимальных цен на алкогольную продукцию) – вне компетенции налоговой службы, которая призвана следить за соблюдением налогового законодательства.

“Моя подруга работает в фирме досуга. У них там сплошное нарушение прав трудящихся: трудовые книжки не оформляют, договоры не заключают. Еще и наркотики ей насильно дают”. Остается только посоветовать работницам сексуального фронта создать свою профсоюзную организацию и смелее отстаивать свои права.

Вся поступающая по телефону 41-20-44 информация (в среднем около 800 сообщений в год) конфиденциальна и подлежит проверке. Здесь важно отделить зерна от плевел, определить, где речь идет о реальном нарушении закона и где – о явной клевете или попытке использовать налоговую как орудие мести. Большой объем информации заносится в базу данных, где хранится до очередной проверки той или иной фирмы или гражданина. Доверенные нашими абонентами сведения так же полезны для налогового инспектора, как и многие другие источники информации, обеспечивающие эффективную деятельность налоговой службы.

Автор: Елена Калачинская, специально для "В"