Конкуренция на ходулях
“Лифтовый” кризис так или иначе коснулся другого специализированного предприятия Владивостока – ООО “Примлифтремонт”, в ведении которого находятся лифты остальных трех районов Владивостока. В этом коллективе работают специалисты, отдавшие отрасли зачастую по 20-30 лет, и им, конечно, небезразлично, как дальше будет развиваться лифтовое хозяйство города. Генеральный директор “Примлифтремонта” Александр Филин считает, что дробление муниципального заказа эксплуатации, технического обслуживания и ремонта лифтов городского жилья, что давно обсуждается в службах администрации города, может не дать желаемого эффекта.
“Лифтовый” кризис так или иначе коснулся другого специализированного предприятия Владивостока – ООО “Примлифтремонт”, в ведении которого находятся лифты остальных трех районов Владивостока. В этом коллективе работают специалисты, отдавшие отрасли зачастую по 20-30 лет, и им, конечно, небезразлично, как дальше будет развиваться лифтовое хозяйство города. Генеральный директор “Примлифтремонта” Александр Филин считает, что дробление муниципального заказа эксплуатации, технического обслуживания и ремонта лифтов городского жилья, что давно обсуждается в службах администрации города, может не дать желаемого эффекта.
- К нам особых претензий не предъявляется, однако ставится вопрос об ограничении объема выполняемых предприятием услуг, - рассказывает Александр Иванович. – Крупное предприятие, мол, это монополизм подрядчика, диктат цен и условий, отсутствие у него заинтересованности в запуске лифтов и в сокращении расходов по себестоимости. Но фактически монополии в наших услугах нет. Во Владивостоке имеют лицензию на право обслуживать, ремонтировать и эксплуатировать лифты пять предприятий. Троим из них предлагали взять муниципальный заказ, но финансовое состояние этих предприятий позволяет отказаться от явно не оплачиваемых заказов. Ведь ни для кого не секрет, что “Юлан” и “Примлифтремонт” постоянно “соревновались” между собой по наращиванию налоговых долгов из-за неплатежеспособности заказчика.
- Александр Иванович, в вашем коллективе немало работников, которые посвятили судьбу своему неблагодарному делу – малооплачиваемому, но в то же время требующему большой квалификации. Однако нельзя долго продержаться без вливания свежих сил.
- Дефицит специалистов составляет 20-30 процентов, не меньший процент - это пенсионеры и работники предпенсионного возраста. Для подготовки специалистов требуются год-полтора и средства. Стоимость обучения электромеханика составляет 15-18 тысяч рублей, электронщика и того больше. Поскольку в последние без малого десять лет в отрасль практически не вкладывались средства, то даже такому крупному предприятию, как наше, не удалось за два предыдущие года подготовить достаточное количество механиков и электронщиков. Да и какое предприятие, не имея гарантий на свое существование, при дефиците финансирования тратило бы на это громадные деньги?
Если предприятий будет много (и все полунищие), то они будут перетягивать специалистов друг у друга, причем не лучших. Лучшие уходят туда, где регулярно выплачивают большую зарплату.
- Каждое предприятие требует также своего управленческого аппарата…
- И не только, еще целого ряда вспомогательных служб: транспортной, ремонтной, аварийной, охранной, санитарной. Содержание мелких предприятий вместо одного большого приведет к резкому повышению накладных расходов, уменьшению реальной зарплаты и как результат – ухудшению и без того низкого технического состояния лифтов.
- Александр Иванович, ваши аргументы звучат убедительно, но как все-таки без конкуренции? Цена заказа, качество и количество услуг – конкуренция тут может стать хорошим стимулом.
- Давайте посмотрим на пример наших соседей. Два года назад администрация Хабаровска заключила договор на пять лет с одним предприятием (бывшим нашим филиалом) на весь объем услуг. В результате диспетчеризировано 700 лифтов, что дало возможность снизить себестоимость их эксплуатации. Долгосрочный договор стал для подрядчика стимулом для вложения средств в подготовку кадров, технику безопасности, приобретение транспорта, оборудования, станков, средств связи.
Закон рыночной конкуренции в лифтовом хозяйстве даст положительный эффект лишь при условии достаточных и своевременных платежей за услуги. Вот тогда все будет зависеть от умения руководителя управлять производством. И искусственной конкуренции не придется создавать, “Дальлифт”, “Союзлифтмонтаж” и еще целый ряд предприятий сами предложат городу свои услуги.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"