Обед с “таком”
Отпала надобность учителям проводить с детьми назидательные беседы о том, что кощунственно играть в футбол куском хлеба. В школьных коридорах хлеб нынче не валяется. И строем на обед даже малышню из начальных классов почти нигде не водят. Школьные столовые в большинстве своем существуют на последнем издыхании.
Отпала надобность учителям проводить с детьми назидательные беседы о том, что кощунственно играть в футбол куском хлеба. В школьных коридорах хлеб нынче не валяется. И строем на обед даже малышню из начальных классов почти нигде не водят. Школьные столовые в большинстве своем существуют на последнем издыхании.
Но если в минувшие более-менее сытные времена к ним было немного снисходительное отношение как к любому общепитовскому заведению: “Дома вкуснее!”, то сейчас стало очевидно, что школа без завтраков-обедов превращается в казенный дом, стены которого хочется побыстрее покинуть. Голодный ребенок на уроке грезит тарелкой супа, а не вдумывается в логику доказательства теоремы. Это в равной степени относится к тому, кто дома в холодильнике тоже ничего не найдет, и к тому, у кого в кармане не пусто. Наши дети – коллективисты по натуре, и лишь единицы могут достать на перемене из портфеля приготовленный мамой бутерброд и втихушку сжевать его. А вот в столовой съесть что-нибудь вкусненькое кто же откажется?
Даже если родители спонсируют
Многие семьи бедствуют, но далеко не все. Деньги, которые дают родители на обед, моментально уходят на кока-колу, жвачку или сигареты. Простой выход – абонементы на горячее питание. С ними отпрыск уже не сможет в ущерб своему здоровью сбегать в ближайший коммерческий киоск, и средства из семейного бюджета уйдут по назначению. Такую систему планируется ввести в этом году во владивостокских школах.
Однако насильно классическую общепитовскую котлету ведь все равно в рот не впихнешь. Детей не придется загонять в столовую, если там будет вкусно и хотя бы не откровенно допотопно. Но где вы в школах видели те же микроволновки? На сегодня это недосягаемая роскошь, поэтому о “пилотном питании” с привлекательным для школьников набором блюд по примеру Москвы даже в краевом центре мечтать не приходится. Старое технологическое и холодильное оборудование изношено на 80-90 процентов. Духовки, печи, кастрюли доживают свой век с тех самых пор, когда еще были приписаны к трестам общепита.
Ассортимент продуктов торговля предлагает сейчас совершенно новый, а технологические карты по приготовлению блюд в школьных столовых не менялись уже 20 лет! Естественнее было бы говорить об этом со специалистами-технологами, но так сложилось, что школьное питание у нас – это забота структур народного образования, и с них в первую очередь спрос.
- В прошлом году по сравнению с 99-м ухудшились качество школьного питания, его сбалансированность, - делится своей “головной болью” начальник отдела городского комитета по общему и профессиональному образованию Александра Раянова. – Не более 40 процентов ребят во Владивостоке пользуются услугами столовых и то в основном обходятся пирожком или булочкой с чаем, что не может заменить полноценного горячего обеда. Мы разработали комплекс мер по исправлению положения в ближайшие два года. Одно из направлений предусматривает как раз внедрение современных форм обслуживания - шведского стола с использованием индивидуальной посуды многофункционального назначения, проведение выставок-дегустаций, чтобы и дети, и их родители могли воочию убедиться, как аппетитно и вкусно готовит повар в школьной столовой.
Число “хроников” растет
- Школьное питание сегодня просто похоронили, - услышала я от Галины Комаровой, специалиста городского центра санэпиднадзора. Основанием для такого пессимистического вывода служат очень тревожные факты, главный среди которых – ухудшающееся с каждым годом здоровье детей. По итогам 2000-го вновь выросло число школьников с хроническими заболеваниями. Статистика угрожающая: на сто ребят – 43 “хроника”. От недоедания дают себя знать йододефицитные состояния, нарушения обмена веществ. По принятым санитарным нормам и правилам ребенок в школе непременно должен хотя бы один раз принять горячую пищу, но это требование нарушается сплошь и рядом.
Остроту проблемы признают все. Но насколько понятны ее причины, кроме той, что лежит на поверхности – нет денег?
Специалисты комитета по торговле и бытовому обслуживанию администрации края давно предлагают провести во Владивостоке и в других муниципальных образованиях конкурсы среди коммерческих фирм, желающих взять на себя поставки продуктов и организацию питания школьников. В других регионах конкурсная система оправдала себя, и трудно поверить, что гарантированный рынок сбыта не интересует приморских предпринимателей.
Хозяева у столовых разные
Организация школьного питания в разных районах строится по-разному, даже внутри Владивостока. Школы Фрунзенского и Первореченского районов обслуживают общества с ограниченной ответственностью, возникшие на базе существовавших прежде комбинатов школьного питания. Работники столовых здесь являются членами коллективов этих ООО. В Первомайском и Советском районах столовые остались подразделениями школ, и повара получают зарплату в одних кассах с учителями. Легко догадаться, насколько у них по единой тарифной сетке мизерные оклады.
Зарплата в ООО жесткими рамками не ограничена и во многом зависит от оборота столовой. Казалось бы, должен быть непосредственный интерес в увеличении выручки, разнообразии ассортимента. Но вот парадокс, меньше нареканий вызывают как раз бюджетные столовые, где, как отмечают в городском комитете по народному образованию, готовят по-домашнему, с учетом вкусов детей. Да и цены на обеды здесь на 3-4 рубля ниже, чем у предпринимателей, из-за того, что наценки в бюджетных столовых не могут превышать 10 процентов. Для ООО тоже установлен “потолок” на применяемые наценки, но он все равно довольно высокий – 40 процентов. Это делает питание в школе недоступным для многих детей.
Не завести ли корову?
В престижных школах, элитных гимназиях, куда стараются пристроить своих детей родители, имеющие на то материальные возможности, столовые отнюдь не захирели. А вот там, где уровень жизни заметно ниже, даже в буфете детвора отоваривается очень скромно.
Особый разговор – о сельской местности, где школа все больше принимает на себя функции приюта. Реальный пример, когда мать не собиралась отправлять ребенка в школу, пока там не откроется столовая. А зачем? Живую копейку на селе вообще не видят и если в состоянии рассчитаться за школьные обеды, так только картошкой да капустой со своего огорода. Такая практика давно уже выручает в Кировском районе, пошли по этому пути и в других местах.
К сожалению, не везде в сельской местности выжили пришкольные участки, с которыми в свое время очень легко распрощались. Теперь нужда заставляет возрождать свое хозяйство.
Нередко на кухне в школе готовят только вегетарианский супчик да чай с булочкой – не до жиру. Но дети все равно бегут наперегонки, чтобы успеть занять места. Более-менее выживают те столовые на селе, где им помогают местные хозяйства и предприниматели.
Что касается бюджетов муниципальных образований, то оттуда средства в лучшем случае выделяются на поддержку детей из самых нуждающихся семей. Даже Владивостоку оказалось по силам взять на себя расходы на обеды лишь для 2800 школьников из расчета семи рублей в день. По краю ситуация еще более тяжелая. 30 процентов территорий даже таких детей бросили на произвол судьбы и никакой помощи им не оказывают. Закрыты столовые в школах Кавалеровского района, но этот вопиющий факт остается только констатировать.
Был рыбный день, будет - соевый
До прошлого года в федеральном бюджете предусматривались компенсации на удешевление школьных обедов. Приморье этих денег не видело, а теперь и вовсе надежда на содействие центра растаяла как дым, – с сентября 2000 года льгота отменена.
Не приходится рассчитывать и на краевую казну, представляющую собой расползающееся дырявое одеяло. Председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан краевой думы Михаил Журавский честно признал, что не готов вынести перед депутатами вопрос о дотациях на школьное питание. Средств на это просто нет.
Так что все возвращается к тому, чтобы искать резервы, не использованные до сих пор. Рациональный подбор продуктов – в том числе. Правда, даже с широко рекламируемыми соевыми добавками, которые могут удешевить блюда, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Как объяснили в городском центре санэпиднадзора, такие продукты не могут превышать 20 процентов от суточного рациона школьников или использоваться один раз в неделю по типу принятого когда-то “рыбного дня”. Ограничения связаны с тем, что растительный белок при всех его плюсах не может стать полноценной заменой белка животного.
Школа зовет
В школах теперь остерегаются проводить не только вечера с музыкой и приглашением гостей, даже безобидные чаепития незаметно ушли в прошлое – слишком много сил требуют. Подростки находят себя совсем в других местах, куда взрослым путь заказан.
- Надо вернуть детей в школу, иначе наши социальные беды станут необратимыми, - считает директор школы-интерната “Буревестник” Александр Старков.
Пути для этого должны быть разные, но вряд ли можно рассчитывать на успех без оборудования уютных столовых, открытия современных небольших кафе или баров для старшеклассников. Десяти-, одиннадцатиклассники ощущают психологический дискомфорт среди малышни в школьной столовой. Совсем другое дело – посидеть с друзьями за стойкой бара…
Пока это утопия, и даже во владивостокских школах нет ни одного подобного примера. “Будет!” – уверен Александр Старков, упорно не отказываясь от намерения открыть дискобар у себя в “Буревестнике”. Помещение с барной стойкой, зеркалами уже есть, вот только со ставками для работников проблема, но она обязательно решится.
Положение в школе-интернате, конечно, нетипичное, но кому-то ведь надо начинать ломать стереотипы.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"