Евгений Наздратенко: Причина отставки – я сам…
11 марта Евгений Наздратенко уже в ранге председателя Госкомрыболовства, но находясь в кратком отпуске для устройства личных дел и переезда в Москву, провел в Доме журналиста во Владивостоке пресс-конференцию, на которой впервые публично объяснил причины своей добровольной отставки с поста губернатора Приморского края, произошедшей в начале февраля.
11 марта Евгений Наздратенко уже в ранге председателя Госкомрыболовства, но находясь в кратком отпуске для устройства личных дел и переезда в Москву, провел в Доме журналиста во Владивостоке пресс-конференцию, на которой впервые публично объяснил причины своей добровольной отставки с поста губернатора Приморского края, произошедшей в начале февраля.
Евгений Наздратенко принес извинения жителям края за столь затянувшуюся паузу, объяснив ее тем, что был вынужден ехать на встречу с президентом Путиным в Москву фактически с больничной койки, и необходимостью принять дела и начать работу в комитете.
Февральская отставка, по словам Евгения Наздратенко, последовала за тем шквалом пропагандистской атаки, которая дискредитировала уже не только лично самого губернатора, но и широкие круги руководителей предприятий Приморья, фактически всех жителей края. “Я уже давно привык к тому, что губернатор – критикуемая фигура, и когда наскоки касались меня лично, терпел их как неизбежное зло. Но когда стало ясно, что цель одна – это я сам, а средством становится все Приморье, я не мог допустить шельмования и дискредитации всего края ради сохранения своей должности”, - сказал Наздратенко. Верным признаком точной оценки январско-февральской ситуации Наздратенко считает тот факт, что буквально через два дня после его отставки центральные средства массовой информации и телеканалы перестали передавать какую-либо тревожную информацию из Приморья, хотя положение дел и по сей день весьма далеко от нормального. Во многих городах есть дома, остающиеся без тепла, энергосистема работает на пределе возможного. “Но Приморье сразу перестало фигурировать первой темой в сводках новостей. Хоть бы для приличия еще пару недель поговорили о наших бедах, показали бы озабоченность судьбами жителей края, но это уже было лишним – цель была достигнута”, - сказал экс-губернатор.
По словам Наздратенко, его полуторачасовая беседа с президентом Путиным охватывала самые разные темы: и положение дел в ТЭКе Приморья, и ситуацию в бюджетной сфере, и перспективы досрочных губернаторских выборов. “Однако я не считаю, что наступило время для подробного рассказа о деталях той беседы, потому что слишком много людей сейчас в Приморье борются с тенью Наздратенко, боятся, что я вдруг снова выдвину свою кандидатуру на выборы. Этого не будет, и бессмысленная борьба с моей тенью не нужна. Я дал слово президенту, что не участвую в выборах, а свое слово я всегда держу”, - сказал Наздратенко.
Евгений Наздратенко сказал, что видел бы на посту губернатора края человека, искренне отстаивающего интересы приморцев. “Не надо быть особенным экономистом или сверхгениальным политиком, на месте губернатора может быть и женщина, лишь бы она, как раненая тигрица, везде и всюду боролась за край и его людей”, - сказал Наздратенко.
У Евгения Наздратенко новые визитки, просты, в отличие от цветной губернаторской с вензелями на хорошей бумаге. Простой шрифт, но с чуть заметным продавленным гербом страны. Вверху “правительство Российской Федерации”, ниже “Председатель Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству” и в самом конце “Москва, Рождественский бульвар”. Евгений Иванович сознался, что за первые 10 дней работы успел встретиться с чрезвычайными и полномочными послами Норвегии, Дании, Японии и Южной Кореи в Москве, это государства, чьи траулеры плодотворно ловят рыбку в экономической зоне России, зато российские рыбаки, поднятые на борт морепродукты, сдают в портах упомянутых стран.
У председателя Госкомрыболовства всего семь заместителей, а ведь пока являлся губернатором, было аж 13. Евгений Иванович с сожалением констатировал, что все до единого заместители не профессиональные рыбаки. Поэтому бывший горняк, народный депутат и политик планирует заменить часть команды. Одна кандидатура уже известна. В Москву, вслед за Наздратенко отправится и генеральный директор АО “Дальрыба” Юрий Москальцов. Это не ново. Последний министр рыбного хозяйства СССР Николай Котляр также коренной дальневосточник и в свое время возглавлял ту же “Дальрыбу”. Будет, кстати, еще один рыбак, в столицу пригласят кого-нибудь из Мурманска.
- После отставки президент России Владимир Путин принял меня в Москве и предложил несколько вариантов работы. Остановились на этой работе. Она мне показалась близкой по хозяйственному механизму. Она связана с сотнями, тысячами людей с Дальнего Востока. Это та часть экономики, которая наполняет 40 процентов бюджета Приморья. В некоторых краях и областях региона и 90 процентов. Это, та отрасль, которая мне знакома по работе в Приморском крае. Сколько раз мы бились с Арбитражным судом, отстаивая именно предприятия рыбной промышленности. Я отстаивал российский флаг на судах, а меня обвиняли в приватизации. Защищал наш флот в Охотском море, а потом получал нарекания в разграблении Охотоморья иностранцами. Охотское море нужно закрывать для иностранного промысла. Или оставлять те суда, что будут поставлять пойманный биологический продукт на стол российского народа. Потому что здесь запасы не просто истощены, но уже подорваны.
Рыбная отрасль загублена повсеместно. Посмотрите, что творится на Каспии, в Балтийском и Черном морях, на севере. Теперь каждое утро получаю сводки с бассейном, по количеству кораблей, уловам, кто и где находится в ремонте, в бербоут-чартере. К примеру, на Черном море остался 1 сейнер из 53 крупнотоннажных судов 10 лет назад, да и тот в ремонте. Такое же убытие кораблей и на других бассейнах. Настаиваю, чтобы сейчас капитан рыбного порта снимал с реестра суда или разрешение на перефлагирование, только после согласований и соответствующей подписи представителя ФСБ, МВД, налоговой полиции и инспекции, администрации края или области. До этого корабли просто испарялись из-под российского флага.
Рыбная отрасль не должна быть поставщиком валюты в федеральный бюджет. Ее главная задача – продовольственная безопасность государства. Об этом говорил и президент РФ мне при назначении на должность, и мои убеждения совпадают с его мнением. Раньше на человека приходилось 18-19 кг рыбы в год. Эта биологическая масса очень полезна по своим химическим компонентам. Сейчас эта норма упала до 7 кг. Чтобы восстановить показатели, нужно многое решить. Восстановить парк вагонов-рефрижераторов, тарифы железной дороги сделать приемлемыми, чтобы можно было доставить рыбу с Тихого океана в европейскую часть России. А посмотрите, как бездумно-предательски провели акционирование рыбацких предприятий.
Что касается аукционов. Ну продали мы рыбу, крабов, моллюсков в воде. Купили ее иностранцы. Вся рыба Охотского и Берингова морей стоит сейчас, условно говоря, 600 миллионов долларов. Получили эту сумму в бюджет страны. Раньше получали свою долю налоги всех уровней, в том числе местные и субъектов федерации. А тут сразу в федеральный. И что теперь делать на местах? Как зарплата бюджетников с этих налогов? К тому же раньше налоги шли не только от реализации квот, но и за переработку на берегу, а потом товарооборот за реализацию готовой продукции в магазинах и опять налоги. Иностранцам хорошо: они будут ходить на наши аукционы, как в огород. Потому что переработка на берегу в их странах, и налоги, и рабочие места там же.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Владимир ОЩЕНКО. "Владивосток"