Местная стратегия «госконтроля»
Российские региональные власти, в том числе и приморские (администрация и крайдума), знакомятся с проектом закона РФ “Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ”. Все идет к тому, что будет ужесточен контроль над госсобственностью. Хотя, с другой стороны, система государственного представительства в АО действует почти как часовой механизм и новый закон станет лишь обобщающим весь накопленный опыт документом. А государственные представители в советах директоров и ревизионных комиссиях в любом случае останутся ключевыми фигурами в контроле над госсобственностью.
Российские региональные власти, в том числе и приморские (администрация и крайдума), знакомятся с проектом закона РФ “Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ”. Все идет к тому, что будет ужесточен контроль над госсобственностью. Хотя, с другой стороны, система государственного представительства в АО действует почти как часовой механизм и новый закон станет лишь обобщающим весь накопленный опыт документом. А государственные представители в советах директоров и ревизионных комиссиях в любом случае останутся ключевыми фигурами в контроле над госсобственностью.
Однако еще никто не знает, каким образом данный нормативный акт позволит передать часть местных предприятий с федеральными пакетами акций в управление регионам. В документе такая возможность описана, но не конкретизирована. А ведь пункт о передаче не менее важен, чем планы урезать в этом законе иностранцев, которым будут отказывать в долях, превышающих 25 процентов акций.
Вообще процедура “от столицы - краю” приемлема, если пакеты до сих пор не закреплены, но находятся в распоряжении Российского федерального фонда имущества, как, например, отдельные акции “Приморлеспрома”, Владивостокского морского рыбного порта и других компаний. Тем не менее много лет краевые власти бились за то, чтобы взять под свое крыло такие жизненно важные компании, как “Приморскуголь”, “Бор” и даже “Дальэнерго”, чтобы избежать кризисных ситуаций в экономике Приморья. Реформы в “каркасе” рынка, который формируют открытые акционерные общества с пометкой “стратегического назначения”, идут параллельно с традиционной суетой по подготовке годовых собраний акционеров – они начнутся с 1 марта. К списку вопросов о выплате дивидендов, кадровой политике и перспективах прибавится адаптация к юридическим нововведениям.
Уже банально говорить о том, что приватизация обнажила свои многочисленные изъяны. Может, как раз и поэтому новый закон призван ввести “четкий порядок” в управление находящимися в федеральной собственности акциями АО независимо от того, в честь какого случая они были в свое время учреждены или приобретены. Интересное дело получается. Будто бы раньше совсем не ставились цели “обеспечения выпуска товаров, услуг, повышения их конкурентоспособности, ведения работ, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, развития производства, улучшения финансового состояния АО, привлечения в них инвестиций, увеличения доходов федерального бюджета, сохранения рабочих мест и роста благосостояния работников АО”, на что указали разработчики законопроекта из Госдумы.
Ведущий специалист краевого комитета по управлению имуществом Надежда Купренкова пояснила, что в Приморском крае на сегодня 20 акционерных обществ, контрольный пакет которых закреплен за государством, и еще 27 предприятий с “золотой акцией”, то есть где федеральная власть имеет специальное право на управление обществом, которое заключается, в частности, в наложении вето при решениях, касающихся крупных сделок, изменений в уставе общества, реорганизации, ликвидации…...
- Ежегодно наш комитет подает запросы вице-губернаторам и в отраслевые департаменты администрации края, те определяют кандидатуры “государевых ревизоров” в советы директоров АО, а затем эти списки следуют на утверждение в министерство имущественных отношений. На предприятия с “золотой акцией” представители назначаются, а там, где пакеты, - акционеры голосуют за ту или иную кандидатуру, предложенную государством.
В соответствии с законом советы директоров переизбираются каждый год, и туда входят представители государства исходя из доли в общем пакете. Как правило, обязанности госпредов исполняют либо выдвиженцы из столицы, либо чиновники краевой администрации, руководители отраслевых комитетов. Взять хотя бы оборонку. Сейчас вот всем видно, что выправляются “Прогресс” и “Изумруд”, есть позитивные тенденции на “Дальзаводе”. В других отраслях стоит отметить “Приморский ГОК”. Сменили внешнее управление на кризисном ОАО “Бор”, которое московские назначенцы довели до ручки.
Да, в комитете не скрывают, что хотели бы видеть представителей края в органах управления акционерными обществами с государственными долями. Хотя бы для того, чтобы владеть ситуацией, оказывать компаниям консультационную и техническую помощь.
Даже если представитель государства является чиновником местной исполнительной власти, в любом случае он отстаивает интересы Российской Федерации. Непосредственно перед годовым собранием акционеров госкомитет по имуществу вручает каждому представителю директиву, где указано, как следует голосовать по всем вопросам повестки. Многие люди, а к таким относятся и управленцы из глубинки, до сих пор считают, что госпред – это хозяин предприятия и что он кровно заинтересован. Но это такое же заблуждение, как считать “золотую акцию” вылитой из драгоценного металла...
Надежда Купренкова:
- Впрочем, столичные представители не всегда выезжают на места, а ведь основные вопросы жизнедеятельности предприятий решаются здесь, на заседаниях советов директоров. Вот уже несколько лет обращаемся в министерство по поводу передачи краю большего контроля над “Приморскуглем”, Владивостокским рыбным портом. А иначе мы все были свидетелями, какая ситуация сложилась на “Боре”, как загнулся Хрустальненский горно-обогатительный комбинат. Иногда бывает так, что “абстрактный” контроль из Москвы приводит к тому, что предприятия, которые не могут выжить без дотаций из муниципалитетов, топятся. Так происходит с мелкими топливоснабженческими акционерами. Власти на местах учреждают муниципальные предприятия идентичной специализации, держат все в своих руках, а акционерное общество с как бы государственным пакетом становится банкротом. А потом схема простая: все оставшееся имущество разворовывается. И государство остается с носом.
Для справки. При невыполнении госпредом своих обязанностей его спокойно могут сместить, достаточно только увидеть, что человек не справляется со своими обязанностями. И он, в свою очередь, может добиться отставки “исполнительного органа”, доведшего общество до кризиса. Для этого достаточно невыплаты жалованья работникам АО. С топ-менеджерами крупных предприятий у госпредов в Приморье обычно нет проблем, а вот с “вожаками” из глубинки намного сложнее. Где найти замену в деревне – вопрос риторический. В комитете даже раз столкнулись со случаем, когда на одном АО с госпакетом гендиректор полагал (и убедил в этом всех подчиненных!), что заключенный с ним контракт означает вечное руководство, хотя его соответствие занимаемой должности можно было пересмотреть на первом же заседании совета директоров.
Надежда Купренкова:
- В этом году государственным представителям дано предписание: все АО, имеющие прибыль по итогам года, должны выплатить дивиденды. Далее, о своей деятельности все полпреды дважды в год представляют нам подробный отчет с описанием финансовой ситуации на предприятии с приложением всех протоколов заседаний. С помощью этих документов можно оценить, как сработало подотчетное предприятие “стратегического государственного назначения”.
Госпред в меру своего, конечно, влияния (которое определяется числом акций) должен пресекать любые “причуды” менеджеров. Все мы знаем, что на отдельных предприятиях стремятся закрывать финансовый баланс тогда, когда накопленная прибыль идет на “банкеты” (другое дело – если средства вкладываются в производство), и создается искусственная ситуация, при которой АО платит меньше налогов. Вот здесь госпред должен оперативно разобраться, как и в иных вольностях.
Есть несколько контролируемых федеральной властью акционеров, где большие пакеты акций по тем или иным причинам до сих пор не проданы, например, акции ОАО “Приморлеспром”. Российский фонд федерального имущества, проводящий операции купли-продажи, вот уже четыре раза не смог найти покупателей акций “Тихоокеанского хлебозавода”. Бумаги неликвидны – покупателей нет. В данном случае мы столкнулись с особым случаем, где винить можно только рыночные закономерности. Предприятие не выдержало конкуренции как с мелкими модулями, так и с комбинатами Находки, Владивостока и Большого Камня. Фонды устарели, хлеб дороже, чем у конкурентов. Воинские части, для нужд которых работал “стратегический” хлебозавод, уже давно обзавелись собственной пекарней.
С приходом “акционерной” весны (она совпадает с календарной) новому созыву государственных представителей, москвичи это или выдвиженцы из края, предстоит решать все вышеперечисленные проблемы. И не только.
Автор: Александр СЫРЦОВ, "Владивосток"