Приключения неуловимого траулера “СТМ-17”
Ничто не ново под луной. Особенно в вечных сюжетах детективного жанра: “воры и полицейские”, “плохие и хорошие”, “жулики и сыщики”. Есть еще один, весьма актуальный для Владивостока сюжет: браконьеры и пограничники.
Ничто не ново под луной. Особенно в вечных сюжетах детективного жанра: “воры и полицейские”, “плохие и хорошие”, “жулики и сыщики”. Есть еще один, весьма актуальный для Владивостока сюжет: браконьеры и пограничники.
Еще 60 лет назад пламенный певец героических советских пограничников, мимо которых и мышь проскочить не могла, Сергей Диковский написал:
“Это была на редкость упрямая шхуна. Прежде, чем заглушить мотор и вывесить кранцы, она предложила игру в прятки, встав в тени за скалой. Когда этот фокус сорвался, она стала метаться по бухте, точно треска на крючке. Затеяла глупую гонку вокруг двух островков, попыталась навести “Смелый” на камни, ударить форштевнем, подставить корму – словом, повторила все мелкие подлости, без которых эти господа никогда не обходятся”.
“Приключения катера “Смелый”, 1939 год.
2001 год на календаре, а как будто про день сегодняшний написано.
Лихой капитан траулера “СТМ-17” Сергей Степанов, с февраля избегающий встреч с пограничниками-тихоокеанцами, вряд ли читал Диковского, но, похоже, флибустьерский набор “мелких подлостей” освоил в совершенстве.
История капитана Степанова еще ждет своего писателя, а пограничники пока констатируют одно: неуловимый “СТМ-17” исчез, и в Японском море все еще продолжаются, видимо, уже безрезультатные поиски. Как сообщили вчера корреспонденту “В” в пресс-центре Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ, на данный момент все корабли и патрульные суда ТОРУ занимаются поисками этого “летучего голландца”. Кроме этого в субботу в воздух вновь был поднят пограничный самолет “Ан-26”, который совершил облет исключительной экономической зоны России в Японском море, однако поиск с воздуха также не увенчался успехом.
На состоявшейся в среду перед праздником пресс-конференции начальник ТОРУ ФПС РФ генерал-полковник Павел Тарасенко рассказал журналистам о положении дел.
4 марта судно “СТМ-17” в сопровождении кораблей Управления безопасности на море Японии около 18.30 начало движение из порта Вакканай на острове Хоккайдо. Однако российские пограничники были поставлены в известность об этом только в 18.45. В течение нескольких дней на кромке территориальных вод дежурили ПСКР и патрульное судно морских сил ТОРУ, однако в связи со штормовой погодой экипажи были вынуждены завести свои суда в укрытие.
Изначально взаимодействие с УБМ по пресечению незаконных действий экипажа “СТМ-17” складывалось в рамках достигнутых ранее договоренностей. Как только российский траулер, преследуемый кораблями ТОРУ, пересек территориальные воды Японии, он был взят под контроль морскими и воздушными силами УБМ и отконвоирован в порт Вакканай. Российские пограничники надеялись, что и в дальнейшем японская сторона будет адекватно действовать в отношении траулера-нарушителя – заранее командование ТОРУ будет проинформировано о дате и времени выдворения судна, и само выдворение будет производиться в светлое время суток и не при штормовой погоде.
Павел Тарасенко отметил, что, как только был получен сигнал о начале движения судна, к предполагаемому месту пересечения кромки территориальных вод были высланы корабли морских сил ТОРУ. Однако вскоре они были вынуждены вернуться в связи с метеоусловиями. О сложившейся обстановке был поставлен в известность директор ФПС Константин Тоцкий, который одобрил действия тихоокеанцев.
По мнению пограничников, прикрываясь непогодой, траулер начал движение в сторону Желтого моря и мог зайти в порт одного из соседних государств. Вместе с тем Павел Тарасенко не исключает версии, по которой “СТМ-17” зашел в один из портов Японии.
После окончания пресс-конференции начальник ТОРУ в разговоре с корреспондентом “В” сообщил, что также не исключается, что траулер после захода в один из портов Японии или другого соседнего государства будет продан, а экипаж вернется на Сахалин, как говорится, “своим ходом”.
Скорее всего, многое в приключениях неуловимого траулера так и останется достоянием только капитана Степанова. Да и то сомнительно:… 4 марта авторитетное информационное агентство “Киодо Цусин” во время пребывания “СТМ-17” в Японии с некоторой степенью растерянности сообщило, что капитан “российского беглеца” ухитрился исчезнуть из поля зрения и японских властей, а вернулся на борт через несколько часов “heavily intoxicated”, что дословно можно перевести, как “тяжело надравшись”. Если уж агентства мирового значения сообщали о таких подробностях, значит, “СТМ-17” загулял неслабо. Настолько, что в итоге и совсем потерялся….
Автор: Федор ГУРКО, "Владивосток"