Кружевной лик Владивостока

Прогуливаясь по горбатым улочкам Владивостока, всматриваясь в изящные очерки силуэтов зданий, можно увидеть, как проступает сквозь металлический декор балкона дома А. Старцева (ул. Светланская, 69) “завиток” парижского лунника, стилизованного художником французского модерна Луи Мажоррелем в ограждении лестницы музея декоративных искусств в Париже. Как ритмично выгибают “спины” живые упругие линии на ограждении лестницы бывшего отделения Русско-Азиатского банка (ул. Светланская, 12) в явном соответствии с художественными орнаментами чешского художника-графика А. Муша. А трельяжная решетка в балконе верхнего этажа по ул. Светланской, 14 напоминает ограждение гостиницы “Сен-Сир” в Брюсселе.

2 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №939 от 2 март 2001

Прогуливаясь по горбатым улочкам Владивостока, всматриваясь в изящные очерки силуэтов зданий, можно увидеть, как проступает сквозь металлический декор балкона дома А. Старцева (ул. Светланская, 69) “завиток” парижского лунника, стилизованного художником французского модерна Луи Мажоррелем в ограждении лестницы музея декоративных искусств в Париже. Как ритмично выгибают “спины” живые упругие линии на ограждении лестницы бывшего отделения Русско-Азиатского банка (ул. Светланская, 12) в явном соответствии с художественными орнаментами чешского художника-графика А. Муша. А трельяжная решетка в балконе верхнего этажа по ул. Светланской, 14 напоминает ограждение гостиницы “Сен-Сир” в Брюсселе.

– Архитектура старого Владивостока (конец ХIХ – начало ХХ в.) удивительно созвучна с обликом многих городов Европы, а также Санкт-Петербурга и Одессы того периода – все они оказались под впечатлением позднего модерна, который называли венцом художественного развития европейской культуры, - говорит Ольга Обертас, декан факультета дизайна ВГУЭС, профессор, кандидат технических наук. – Начиная с 1880 г. во Владивосток пошли суда Добровольного флота из Одессы, и длительность пути русских переселенцев на восток сократилась с трех лет до 42 дней. Во Владивосток приходило также множество коммерческих иностранных судов из всех стран света, которые везли не только современный строительный материал (в городе до сих пор можно увидеть прекрасно сохранившиеся метлахские полы из немецких плиток), но еще и самую новейшую литературу, включая издания по дизайну. Впрочем, ехали на восточную окраину России и талантливые зарубежные архитекторы, которые смогли объединить модное тогда в зодчестве направление модерна с традиционными русскими стилями. Во Владивостоке появляются добротные, сверхсовременные по тем временам торгово-промышленные и жилые дома Чурина и Касьянова, Кунста и Альберса, Циммермана, Свидерского, Скидальского, Кларксона, Бринера, Купера, Лангалитье, которые и сформировали дальнейший архитектурный облик города.

Все эти здания имели металлический декор, который архитекторы разрабатывали специально в стилистике конкретного здания. Этот изящный по красоте и пластике рисунок украшал балконы, входные крылечки, козырьки, парапеты, ограждения парадных лестниц и создавал удивительный узор города. Делал его соразмерным и созвучным человеку. Ведь решетки только ограждают пространство, нисколько не скрывая его, поэтому не нарушают архитектурный образ здания. Они, напротив, могут значительно обогатить его. Например, удачно распределенные по фасаду балконы лишают здание монотонности и придают городской среде живописный, графичный и запоминающийся рисунок.

Увы, старинная металлическая вязь города сегодня во многом утрачена. Впрочем, сами здания в центральной части Владивостока в связи с интенсивной застройкой тоже теряют свою целостность: возникают новые входы, пристройки, со всех сторон выпирают нелепые железные лестницы, которые ведут прямо с тротуара на второй и даже третий этажи.

Но, слава богу, нашелся в нашем городе влюбленный и неравнодушный к его облику человек – Ольга Обертас. На протяжении последних почти десяти лет каждый свой выходной она с фотоаппаратом, блокнотом и набором карандашей отправляется в очередной старый владивостокский дом, который еще хранит следы металлического ажура, и заносит его в свои анналы. Нередко вместе с ней обмеры и чертежи делают студенты кафедры дизайна вуза.

И вот совсем недавно родился альбом “Решетки Владивостока”, который вышел в свет в издательстве ВГУЭС очень скромным тиражом, всего 250 экземпляров. В нем представлено около 150 старинных решеток города.

Эта книга сегодня, когда снова возрос интерес к декоративным элементам здания – витражам, кованым решеткам, - настоящий подарок архитекторам, дизайнерам, мастерам ковки. Они не только смогут прикоснуться к старинному узору Владивостока, увидеть его во всей первоначальной красоте, но также использовать старые приемы металлического художественного орнамента в современной застройке в старой части города или при реконструкции.

Альбом “Решетки Владивостока” – только первый шаг. Сейчас О. Обертас уже работает над вторым, расширенным изданием. Поэтому если у кого-то из горожан есть на примете редкая старинная металлическая решетка, которая украшает парапет, козырек или ограждение лестницы в их доме, об этом можно сообщить на кафедру дизайна ВГУЭС, конт. тел. 25-35- 45.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток"