Да не бойся формы...

Если кто-то считает, что вопрос введения школьной формы малозначителен и недостоин широкого обсуждения, то совершенно зря. К кому бы корреспондент “В” ни обращался с вопросом про форму, в какой коллектив ни приходил, везде самостийно возникала горячая дискуссия.

2 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №939 от 2 март 2001

Если кто-то считает, что вопрос введения школьной формы малозначителен и недостоин широкого обсуждения, то совершенно зря. К кому бы корреспондент “В” ни обращался с вопросом про форму, в какой коллектив ни приходил, везде самостийно возникала горячая дискуссия.

“Что? Да я еле дождался лета, чтобы сбросить эту ненавистную, до тошноты надоевшую форму!” – восклицали одни. “Да нет, все такие в форме аккуратненькие, опрятненькие”, - стояли на своем другие.

Не так давно организованный комитетом по общему и профессиональному образованию Владивостока социологический опрос завершается. Уже собраны анкеты, и хотя детального анализа пока нет, есть некоторые предварительные итоги.

“Совместно с социологической службой ДВГУ мы разработали анкету. Было опрошено 1646 человек, - рассказывает главный специалист комитета Ирина Присяжникова. – В том числе 1044 школьника, 401 родитель, 109 сотрудников районных и городских администраций (а все они тоже родители), 92 учителя. Наша социологическая группа побывала в самых разных школах всех районов города.

В итоге категорически за школьную форму высказались 26 процентов респондентов, так же категорически против – 18 процентов, 23 процента выбрали вариант какого-то элемента школьной формы – жакета, косынки, эмблемы и т. п. Наибольшее число опрошенных – 33 процента – высказались, что ответ “за” или “против” зависит от того, насколько красивой, удобной и доступной по цене будет форма. Так что, как видите, вывод хоть и неоднозначен, но ближе к тому, что форма все-таки нужна. Итоги опроса и обсуждений будут отправлены в Москву, в министерство образования”.

Опрос – это, конечно, хороший и достоверный метод.

И все же анкета лишена эмоций и аргументов – выбирай вариант, сформулированный за тебя кем-то умным, и не рассуждай.

Сегодня мы предлагаем все-таки рассуждения. Но самое главное другое - очень хочется верить, что мир наш вступает в эпоху, когда привычно “подавляющее” (чувствуете этимологию слова?) большинство уважительно относится к мнению никого не подавляющего меньшинства. Привыкание к такому порядку вещей идет страшно трудно… И потому какими бы ни были результаты хоть тысяч опросов, важно, чтобы за ними не последовало приказов, циркуляров и насилия. Ведь это мы уже проходили...

Чтоб не бросались в глаза бедность и богатство
Надежда ВИТКАЛОВА, директор школы-лицея № 41:

- Я – за школьную форму, удобную, практичную, недорогую. Считаю, что возвращение к школьной форме необходимо, и на то есть разные причины. Станет не таким явным социальное расслоение. Форма поможет формировать вкус к эстетичной деловой одежде. Она может стать и неким фирменным знаком – у школы появится свое лицо.

Как могла бы выглядеть новая школьная форма? Например, для девочек - элегантный брючный костюм, на смену брюкам - юбка, плюс водолазка или рубашка спортивного покроя. Для мальчиков – хороший костюм, для любителей спортивного стиля в комплект вполне может входить джемпер.

Важно, чтобы форма была доступной по цене, сшитой из добротной ткани. И наши швейные фабрики могли бы получить заказы на пошив одежды – думаю, они сумеют обеспечить неплохое качество.

Впрочем, введение школьной формы – дело не срочное, не горящее. Кроме того, что я директор школы, я еще и мама, и мне самой надо привыкнуть к мысли, что теперь мы будем одевать ребенка не на китайском рынке, что нужно будет предусмотреть некоторые затраты еще и на форму.

Но прежде чем принимать какие бы то ни было решения, нужен серьезный совет с родительским комитетом. И, конечно, никакого насилия. А противников формы можно будет убедить в том, что это хорошее дело, – дайте только время.

Форма нужна педагогам, а не детям
Татьяна ИВАННИКОВА, педагог-психолог и просто мама:

- Я много лет проработала школьным психологом в школе № 22 и скажу одно: меня больше волнует содержание образования, сохранение физического и психического здоровья детей, взаимопонимание учителей и учеников в школе, нежели вопрос школьной формы. Если все-таки говорить по существу, я – за индивидуальность во всем, за право выбора. И потому – против школьной формы. Как атрибут дисциплинирования форма, наверное, больше нужна педагогам, а не ребятам. Одинаковость будет ласкать взгляд учителя, создавать мираж послушности. Но если ребята средней школы еще примирятся с формой – сработает чувство стадности, то для старшеклассников введение единой одежды будет просто трагедией. Когда я заговорила про школьную форму, моя дочь с ужасом спросила: “Мы что, будем все одинаковые?!”

Конечно, если предложить ребятам очень красивую форму, комфортную, к тому же недорогую, найдутся дети, которые захотят ее носить вполне добровольно. Что ж, пусть такая одежда останется в арсенале школьной одежды – как вариант! Но только никакого насилия, обязательности, приказов и декретов.

Форма – атрибут силовых структур...

Школа - единая команда
Ирина ЕРОШКИНА, директор детской картинной галереи:

- Мне нравится, как этот вопрос решили в Японии или США: у каждого колледжа или школы – своя форма, свое лицо. Единая одежда объединяет ребят, дисциплинирует. Важно именно то, что форма не одна на всю страну или штат, а своя, фирменная. Ребята с малых лет воспитываются так, чтобы они умели гордиться своей школой и с такой же гордостью носили одежду родного учебного заведения. Кстати, в Японии традиция носить форму распространяется и на взрослую жизнь: сотрудники корпорации, завода, фирмы носят единую одежду, и это тоже психологически настраивает на то, что персонал фирмы – единая команда. А все выпускники Кембриджа становятся обладателями одинаковых галстуков – знака корпоративной принадлежности и на встречи выпускников с удовольствием надевают их. На молодежных фестивалях мы своих ребят тоже одеваем в одинаковые футболки – во-первых, мне легко их не потерять, во-вторых, они сами любят такого рода знаки отличия.

С другой стороны, та форма, которую носили школьники раньше, явно мрачновата, праздника в ней мало, радостных тонов. Если школы и будут разрабатывать для себя модели, то нужно выбирать что-то с учетом детской психологии – молодежное, комфортное, универсальное.



Против унификации
Ольга ДАНИЛОВА, заведующая кафедрой индустрии моды ВГУЭС, член Союза дизайнеров России, кандидат технических наук:



- Конечно, дизайнеры против всяческой унификации! Другое дело, какой-то элемент может объединять учеников одной школы – галстук, косынка, значок, кепка или что-то подобное. Прежде чем вводить приказами форму, нужно подумать: мы что хотели бы воспитать в наших детях и молодых людях – чувство стадности или все-таки самостоятельную, индивидуальную личность?

Вообще в мире есть два подхода к моделированию детской одежды. Первый можно определить так: дети – наши игрушки. Взрослые наряжают ребенка как куклу, в утрированно розово-пенные банты и рюши, либо, наоборот, втискивают его в рамки взрослого стиля – и умиляются своим созданием.

Второй подход – уважение личности, учет психологических особенностей, индивидуальности, характера, и все это проявляется в лучших моделях одежды тинейджеров. При таком подходе не надо дорогих нарядов из бутиков и магазинов брендовых моделей (то есть на пике моды и от самых знаменитых кутюрье)! Можно даже что-то перешить, создать своими руками – но это и будет воспитанием стиля, вкуса и творчества!

Чем больше я занимаюсь проблемами дизайна одежды – казалось бы, внешнего атрибута нашей жизни, тем больше убеждаюсь: одежда – не мелочь, а важнейшая часть бытия. Она – наш второй дом, да-да, не удивляйтесь. Моя одежда – это то, что я о себе думаю, как себя чувствую и что хочу сказать о себе людям. Это серьезная информация о нас. Кстати, для мудрого педагога выбор ребенком вещей о многом может сказать: почему девочка так стремится к эпатажу? А почему этот ребенок все время в черном и сером?

Разве может единая форма учесть особенности характера наших ребят – таких разных? У них и образ жизни разный, кто-то динамичен, много занимается спортом, кто-то – романтическая натура, другой с ранних лет – маленький деловой человечек. Ну как их втиснуть всех в унифицированную одежду?! А ведь одежда – это еще и игра! Хорошо помню, как сшила своему малышу джинсовый комбинезон – он неделю представлял себя в нем космонавтом, гостей встречал “на орбите”. Он органично жил в своем образе – это же прекрасно! Почему бы не развивать такие естественные творческие способности, заложенные в каждом ребенке?

А если вдруг кто-то придумает, что формой для школьника должен быть пиджак? Это же абсолютно не эргономичный вид одежды, неудобный в повседневности, особенно для ребенка, подростка. А какая форма сможет учесть современные, интенсивно развивающиеся тенденции молодежной моды, ткани стрейч – ну как без них? Весь мир сейчас уходит от массового производства, одежда шьется малыми партиями. А у нас? Зачем же возвращаться к тому, от чего успешно ушли десять лет назад?

Ладно, предложат джемперы и водолазки. Но в одном цвете – вся школа, все – синенькие. Или коричневые. Страшно подумать.

Взрослым может не нравиться безвкусица в одежде некоторых подростков. Так давайте воспитывать вкус, приглашать специалистов, художников-модельеров, говорить с ребятами, работать, просвещать – где уместен спортивный стиль, где деловой. Но никогда еще унификацией вкус не воспитывался. Стандартность мышления – да.

Мы все - такие разные
А вот мнения старшеклассников владивостокской школы № 43:

Настя Юрко, 10-й класс:
- Было бы правильно ввести школьную форму. Только удобную: если девочкам нравится ходить в брюках, пусть будут брюки. Будет форма - перестанут ходить в спортивной одежде. Сейчас очень видно социальное неравенство, и многих это сильно угнетает. Форма уравняет всех, и это хорошо.

Катя Голубкина, 10-й класс:
- Для тех ребят, чьи семьи не очень состоятельны, форма – хорошее дело. И потому я – за.

Татьяна Иншакова, 10-й класс:
- Я против школьной формы. Люди должны проявлять свою индивидуальность, и в одежде в том числе. Каждый имеет право носить ту одежду, которая нравится, а введение формы – это ущемление прав личности. Говорят, форма скроет социальное неравенство. Но эту проблему решать надо совсем по-другому. Если ребенка, одетого немодно, недорого, высмеивают и унижают – это проблема культуры и здоровья общества. Надо в умах людей что-то менять, а не в одежде. А злой человек, он будет преследовать ребенка из бедной семьи даже тогда, когда оба будут в форме. Все дело в этом злом человеке… У меня есть друзья очень бедные и очень богатые, но я сижу рядом с богатой в своем недорогом свитерке, и мне абсолютно все равно. Я ценю себя, и меня ценят за другое!

Дима Гладченко, 9-й класс:
- Форма нужна, тогда у школы будет свой имидж. Сейчас большинство ребят ходит в спортивной одежде, многим больше не в чем. Форма – это и красиво, и справедливо.

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"