С места в карьер
Пожалуй, самую большую нагрузку из оставшихся в краевой администрации вице-губернаторов возложили на Игоря Бельчука.
Пожалуй, самую большую нагрузку из оставшихся в краевой администрации вице-губернаторов возложили на Игоря Бельчука.
К прежним курируемым отраслям всех видов транспорта, связи, дорожного хозяйства, строительства и архитектуры добавились большая энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, топливные ресурсы, промышленность, включая оборонный комплекс. То есть он взвалил на себя обязанности еще трех вице-губернаторов.
Игорю Бельчуку пришлось с места в карьер вникать во все тонкости сложных хозяйственных механизмов, знакомиться с десятками специалистов в Москве и городах края, изучать проблемы предприятий и планы выхода из кризиса базовых отраслей, договариваться с сибирскими нефтяниками и якутскими шахтерами. Всего даже вспомнить невозможно: каждый рабочий день из последних двух недель растянулся до уровня суток. И все равно времени катастрофически не хватает. Экономика края вместе с большой и малой энергетикой находятся в плачевном состоянии. Нужно не просто помогать, а в корне менять экономическую политику региона. О первых итогах работы с новым кругом обязанностей Игорь Бельчук поведал на пресс-конференции в “Белом доме”. И вначале о самой острой проблеме – топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве.
- Именно срыв в работе ТЭКа, нехватка топлива для электростанций, тотальные отключения потребителей и привели к кризису минувшей зимой. Поэтому краевая администрация вместе с “Дальэнерго”, “ЛуТЭКом”, РАО “ЕЭС России”, Минтопэнерго, Минфином и другими ведомствами сейчас решают проблему поставок мазута и угля. К сожалению, на муниципальных котельных по всему краю запасы угля не превышают одних суток. Приходится работать с колес.
С мазутом проще. Администрации удалось договориться со второй по величине нефтяной компанией страны о стабильных поставках топочного мазута в край. И ЮКОС, идя навстречу Приморью, продолжает отправлять из Ангарска состав за составом. Уже сделаны запасы на весь март. Но отопительный сезон в северных районах края закончится лишь в середине мая, потому и поставки будут продолжаться. К тому же необходимо возвращать долги Госкомрезерву и готовить запасы к будущей зиме. Поэтому должно еще прибыть 60 тысяч тонн. И заметьте, без перекупщиков по 3 тысячи 147 рублей за 1 тонну мазута. Тем не менее краевая администрация задолжала ЮКОСу более 420 миллионов рублей. Но с руководством компании удалось найти взаимопонимание. Большую часть долга – 240 миллионов мы гасим в ближайшие дни и потом будем рассчитываться небольшими платежами.
Уголь для коммунального хозяйства на будущий год будем закупать согласно федеральному законодательству и указаниям президента через систему тендеров. Сейчас готовится соответствующее положение об их проведении. 15 марта опубликуем в газетах наши требования и через 30 дней проведем тендер. Предпочтение получат непосредственно производители продукции, а не перекупщики. Те, у кого будут реальные цены, и те, кто согласится работать без предоплаты.
Недавно я был в командировке в Якутске – договаривался о снабжении Приморья местным углем и в Хабаровске. Здесь решались вопросы с Дальневосточной железной дорогой. Готовилось соглашение на текущий год. И по поводу тарифов, и по поводу налоговых платежей в бюджет Приморского края. По проекту документа есть ряд замечаний со стороны МПС, которые необходимо согласовать. Со своей стороны мы заострили внимание на уплате налогов предприятиями отрасли во внебюджетные фонды. После того как все спорные моменты будут урегулированы, к концу марта во Владивосток приедет министр МПС Николай Аксененко и мы подпишем соглашение. Для Приморья это очень важно, поскольку местное отделение ДВжд является одним из главных плательщиков налогов.
Самая острая проблема на сегодняшний день – это финансы. Что касается трансфертов, то уже к 5 февраля край выбрал федеральные поступления за 3 первых месяца года. Это колоссальная сумма. Деньги, а это около миллиарда рублей, уже потрачены (причем менее половины поступлений пошло на уплату угля и мазута, а в основном на погашение долгов по заработной плате), и край находится в очень тяжелом положении.
Выход видится в следующем – необходимо очень серьезно работать с предприятиями-налогоплательщиками. В Приморье в прошлом году налогов собрали всего на уровне 68 процентов. Об этом с тревогой заявили Константин Пуликовский и Геннадий Апанасенко. К тому же в нашем крае рост производства в промышленности составил всего 2,7 процента. В то время как в Хабаровском крае эти цифры достигли 14,5 процента, а в Еврейской автономной области показатель и вовсе ушел за 20 процентов.
По-прежнему сложная ситуация в ТЭКе края. И если текущие платежи энергетики с трудом, но собирают, то долги прошлых лет никто не возвращает. Более 2 миллиардов рублей практически зависли, и “Дальэнерго” испытывает большие трудности. Сегодня в компании работают налоговые инспекция и полиция, а также судебные приставы. Мне и Валентину Степановичу Дубинину удалось договориться с ними, чтобы они до наступления тепла не трогали энергетическую компанию. Однако работать надо всем, чтобы в следующую зиму нам войти без срывов и пройти в нормальном режиме следующий отопительный сезон.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"