Дело - дрова...
В Приморском крае около 600 тыс. жителей живут в домах с печным отоплением. 50 тысяч - во Владивостоке Государственный промысел хромает...
Прошедшая зима стала чрезвычайно тяжелой не только для тех, кто вынужден был замерзать в своих коммунальных квартирах. Для большинства жителей домов с печным отоплением ситуация также сложилась крайне неблагоприятно. Во Владивостоке не обошлось и без эксцессов. После того как 8 января “Приморсклестоппром”, который ведает поставкой дров и угля жителям краевого центра, вынужден был прекратить реализацию угля населению, здесь разгорелись настоящие страсти. Жители (к тому времени очередь за углем достигла 1700 человек), вынужденные занимать очередь у дверей склада в полночь, не дождавшись заветного “черного золота”, начали штурмовать склад, бить окна. Не лучшим образом складывалось положение и в районах края. К примеру, в Яковлевском районе из потребности в 5 тысяч тонн жителям досталось лишь 350 тонн угля, благо район стоит на лесе, который и является основным источником тепла для яковлевцев. Анучинцы из положенных 4 тысяч тонн не получили ни одной. В Арсеньеве уголь решили поставлять только льготникам. Из очереди в 890 человек в начале сезона гортоп смог завезти уголь только 111 семьям. В Артеме посчастливилось лишь 400-500 льготникам. Остальные категории частников вынуждены были крутиться сами. Не обошлось и без вездесущих “шаровиков”. В том же Арсеньеве обычному потребителю машина “черного золота” обходится в 1400 рублей, а “шара” – в 2 тысячи.
- Кто виноват?- этот извечный русский вопрос корреспондент “В” задает генеральному директору ОАО “Приморсклестоппром” Борису Данчину. Борис Дмитриевич ответил сакраментальным:
“Готовьте сани летом!”
- Еще в мае прошлого года наше предприятие заключило договоры с угледобывающими предприятиями на поставку угля населению. Только за летний период намеревались сделать запас в 15 тысяч тонн. Это не случайные цифры: наше предприятие в общей сложности работает 26 лет. Система отработана до мелочей. И если бы этот запас к началу отопительного сезона был сделан, все прошло бы без особых потрясений. Но... По договору с городской администрацией от 15 мая 2000 года именно она должна финансировать убытки от разницы между оптовой и розничной ценами. На финансирование закупки угля в то время требовалось всего 3 млн. 180 тыс. рублей. При этом угольщики потребовали 50-процентной предоплаты. Но только 21 июля администрация перечислила 300 тыс., а в августе – 200 тыс. рублей. В результате в сентябре вместо 15 тыс. тонн мы имели 3,5 тыс. А потом нам полностью прекратили отгружать уголь. Только на личных контактах с Анатолием Макаровичем Васяновичем удалось завезти 1 тыс. тонн угля в октябре, 3,5 – в декабре. В январе весь уголь пошел на ТЭЦ. Добавьте сюда еще большой дефицит угля. В 1987 году объединение “Приморскуголь” добывало около 23 млн. тонн угля. Сегодня добыча сократилась до 8,3 млн. Из них сортового, пригодного для населения, только 3 млн. тонн. Завозное топливо – не выход: при относительно невысокой отпускной цене с доставкой (около 300 рублей за тонну) этот уголек становится золотым.
Сегодня, когда кризисная зима миновала, можно с пониманием относиться к финансовым проблемам, которые стояли перед городской администрацией в ходе подготовки к отопительному сезону. Тем не менее это понимание не должно привести к тому, чтобы подобная ситуация повторилась в нынешнем году. Поэтому уже сейчас, когда на дворе только конец февраля, на нашем предприятии разработаны необходимые документы по подготовке к следующему отопительному сезону. Я призываю всех глав районных администраций позаботиться о своих жителях уже сегодня и начать прорабатывать эти вопросы. В эту зиму к нам обращались люди с просьбой купить машину угля для родителей, которые живут в Кавалерово, Арсеньеве. Это ли не абсурд - везти топливо по 600 рублей за тонну за сотни километров, когда такие проблемы должны решаться на местном уровне?
- Борис Дмитриевич, проблема с топливом для сельских жителей обострилась в последние годы.
- Как ни банально это звучит, но в советские времена у нас таких вопросов действительно не возникало. Предприятие, которое я возглавляю, это бывшее управление топливной промышленности Приморского крайисполкома. В наш состав входили 32 топливоснабжающих предприятия городов и районов края.
Всеобщая приватизация привела к тому, что районные предприятия акционировались. Основным родом деятельности для них остается обеспечение коммунальных предприятий и населения твердым бытовым топливом. А вот местные администрации должны выделять из местных бюджетов дотационные средства на покрытие убытков от реализации топлива. Но многие главы просто не владеют обстановкой на местах: не знают, сколько людей в районе составляют частный сектор, а сколько живут в коммунальных квартирах. Прекрасные производственные базы топливоснабжающих предприятий работают на треть мощности из-за отсутствия финансирования. Глава одной администрации мне заявил прямо, что у него район стоит на лесе и угле, пусть, мол, народ сам о себе заботится, хоть ворует.
...а “левацкий” процветает
И народ ворует. Тянет на тележках уголь с общественных котельных, а о дровах и говорить не стоит. Причем дело здесь не в воровской сущности русского мужика – жить-то нужно. Похоже, сбываются мрачные предсказания горняков о том, что, когда шахты закроют, в городских парках начнут вырубать деревья на обогрев. Сегодня от мужицкого топора значительно пострадали заповедные острова Русский, Рейнеке, Попова. Достается и уникальным лесам на территории всего края. К примеру, в окрестностях того же Артема, одного из самых замерзающих городов Приморья, за эту зиму официально задержанных браконьеров – 22. Следов же несанкционированной вырубки неимоверно больше. Нельзя ли привести заготовку дров в соответствие с законом? Можно, но очень сложно. Судите сами. Заключили главы местных администраций договор на заготовку дров с лесхозом. Как правило, дрова должны заготавливаться в зонах санитарной вырубки. Либо в ход идет “неликвид”, оставшийся после заготовки древесины на участках, проданных с аукциона. Хорошо, если сами заготовители “напрягутся” и вывезут дрова с деляны. Однако опыт показал, что деловым людям проще “неликвид” сжечь, чем транспортировать его в деревню. У сельчанина же не всегда есть техническая возможность вывезти дрова из леса. Тем более что в эту зиму проезд на деляны был значительно затруднен из-за обилия снега. Там и специализированной технике было не пройти, не говоря уже о грузовичке частника. Что уж говорить о пенсионерах, у которых весь транспорт – санки.
Один из местных глав поделился такой проблемой. В райтопе нет человека, который бы контролировал, какие деревья жители заготавливают на дрова. А глава администрации, как ни крути, таким специалистом не является. Пару лет назад в районе произошел случай, который надолго отбил охоту сельским главам отвечать за заготовку дров на делянах. Лесхоз обнаружил, что во время заготовки были спилены не “дровяные” деревья, и наложил на главу сельской администрации, на чьей территории это случилось, огромный штраф. Какой сельский бюджет потянет еще и такой штраф? Главы обратились в администрацию района с просьбой создать специализированную бригаду по заготовке дров или хотя бы выделить специалиста, разбирающегося в этом. Обращение осталось без ответа. В других районах и городах подобные бригады уже действуют. Вот только из Владивостока за дровами заготовители гоняют в Анисимовку. Лесхоз продает дрова по 160-180 рублей, плюс расходы на доставку. А в Артеме сметливые мужички поставили этот “дровяной” бизнес на широкую ногу. Имея по договору с лесхозом возможность добывать дрова самостоятельно, платят по 60-80 рублей за куб и продают прямо на трассе. Здесь стоимость “кубика” взлетает от 200 до 500 рубликов. Не всякий пенсионер или малообеспеченный может раскошелиться. Вот и получается, что деревня, сидящая годами без зарплаты, не может позволить себе быть в тепле без нарушения закона. А навести порядок в этом стихийном процессе пора, иначе либо замерзнем, либо от заповедных приморских лесов останутся одни пеньки да болота. И штрафами лесников да административными наказаниями дело не решить.
Автор: Елена МАНИНА, Михаил МАТВЕЕВ, Виктор ДЕБЕЛОВ, Вячеслав Воякин(фото), "Владивосток"