Начались “аукционы” верности правительству

Рыбопромышленники оказались не такими бедными. Позавчера в Москве состоялся второй в этом году аукцион по продаже морских биоресурсов. Первые торги, как уже писала наша газета, были сорваны крупными рыбопромышленниками. На вторых гиганты сдались и выкупили значительную часть минтаевых “перспектив” - 95 из 151 выставленных лотов на сумму 172,2 миллиона рублей.

1 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №938 от 1 март 2001

Рыбопромышленники оказались не такими бедными. Позавчера в Москве состоялся второй в этом году аукцион по продаже морских биоресурсов. Первые торги, как уже писала наша газета, были сорваны крупными рыбопромышленниками. На вторых гиганты сдались и выкупили значительную часть минтаевых “перспектив” - 95 из 151 выставленных лотов на сумму 172,2 миллиона рублей.

На момент подготовки номера нам стало известно, что из приморских крупных компаний во вторых торгах участвовали представители “Дальморепродукта”. Пресс-секретарь “ДМП” Юрий Григорьев конкретных цифр не сообщил, но сказал, что предприятию “заломали руки” и пришлось участвовать в торгах. Представители ОАО “Находкинская БАМР” на аукцион не поехали, так как пока основная нагрузка предприятия - неквотируемые ресурсы. По словам генерального директора Анатолия Колесниченко, у предприятия пока нет свободных денег – все ушло на топливо и налоги. В марте бамровцы также не будут покупать квоты, так как на бирже появятся иностранцы. Помимо этого из-за сложной ледовой обстановки в Охотском море существует риск “недоловить”. А вот все руководители ЗАО “Ролиз”, подписавшие вместе с рядом других промышленников недавнее обращение о недопущении аукционов, в момент подготовки материала находились в Москве.

Оставшиеся квоты продадут 23 марта японцам и корейцам, о чем отечественные компании были предупреждены заранее. В ходе торгов крупные фирмы действовали согласованно, без бузы. Даже нынешний главный рыбак экс-губернатор Приморского края Евгений Наздратенко, по данным некоторых источников, несмотря на прежнюю свою непримиримую позицию, впервые высказался, что аукционы должны спасти рыбную отрасль.

Перед вторыми торгами председатель комитета рыбного хозяйства администрации края Виктор Рисованый, разоблачая первые торги, заявил: “Потери, которые сегодня несет государство в результате введения аукционов, многократно перекрывают ту прибыль, которую государство планировало получить от продажи квот на бирже”.

Сейчас столичные обозреватели задаются вопросом – почему рыбопромышленники оставили позавчера невыкупленными целых 56 лотов (по 500 тонн минтая в каждом)? Ведь 23-го числа они, возможно, уже не выдержат торгов с заморскими купцами. По официальной версии, в самом разгаре путина и выловить минтай на все квоты нашим не хватит времени. По неофициальной же информации, иностранцы дали “отступные” нашей рыбной мафии, чтобы россияне оставили им “загон”.

Однако многое прояснит аукцион по наиболее валютоемкому биоресурсу – крабу (1,8 процента от общей добычи ресурсов в ДВ регионе). Он состоится 20 марта. Иностранцы рассчитывают, что, как и в случае с минтаем (66,3 процента добычи), гиганты будут играть в “политэкономию” и им через месяц останутся лакомые остатки с барского стола.

В Москве считают, что первый аукцион был сорван из-за того, что региональные власти запугивали рыбодобывающие компании (например, тем, что просто не станут выдавать им лицензии, если те примут участие в торгах). Хотя в целом рыбакам, по мнению московских титулов, было плевать кому платить. Прежде они давали взятки за экспортные квоты чиновникам, а теперь им придется засветить деньги и рассчитаться с государством. А когда организаторы аукциона объявили, что назначают на 27 марта еще одни торги, и пригрозили иностранцами, компании оказались загнанными в угол.

Автор: Александр СЫРЦОВ, "Владивосток"