История муниципального переворота
Экс-мэр Артема Александр Терентьев: “Мэров подставили…” На фоне февральской лавины “добровольных” отставок, сокрушившей высшую исполнительную власть Приморья, негромкая отставка главы администрации Артема трехмесячной давности может показаться не самым значительным эпизодом. Тем не менее существует прямая связь между событиями февраля и обстоятельствами “муниципального переворота” 16 ноября, в результате которого Александр Терентьев был отстранен от власти. Депутат краевой думы и бывший мэр Артема на днях направил заявление в генпрокуратуру с целью пролить свет на ту темную историю времен начала отопительного сезона, когда, по мнению Терентьева, были наказаны “стрелочники”, в том числе в уголовном порядке, а настоящие виновники ушли от ответа. Сегодня мы предлагаем его точку зрения на происшедшее.
- Александр Евгеньевич, мы помним, что в ноябре местные СМИ трактовали вашу отставку как признание неспособности справиться с обрушившимся на город топливно-коммунальным кризисом…
- Ну да, три года Терентьев готовил город к отопительному сезону, а на четвертый не смог, вдруг разучился. На самом деле все гораздо сложнее. Чтобы кратко изложить предысторию вопроса, нужно иметь в виду, что в Приморье, к сожалению, к тому времени сложилась система своеобразных “крыш”. Я так понимаю, что она приняла просто гипертрофированные формы.…
- Вы имеете в виду криминальные “крыши”, политические или, может быть, правоохранительные?
- Очевидно, произошло сращивание всех и вся. При Евгении Ивановиче сложился определенный баланс сил, но стабильным не бывает ничего, всегда возникают слабые, болевые точки, которые являются местом столкновения интересов. И в этом смысле городу Артему не повезло. Объективным фоном стала постоянно ухудшающаяся социально-экономическая ситуация, связанная с закрытием угольных предприятий, базовой отрасли экономики Артема. В результате город потерял бюджетную базу, стал зависим от дотаций и привозного топлива. А в субъективном плане произошла другая неприятная вещь. Я не берусь оценивать конкретные личности, но в краевой администрации, как известно, существовала система кураторства. Вице-губернаторы были закреплены за определенными муниципальными образованиями. В мою бытность мэром с 1997 года куратором Артема был Владимир Степанович Рудь. Не собираюсь комментировать обстоятельства его отставки, но накануне выборов губернатора 1999 года он уходит, и город остается без человека, который в качестве куратора мог бы донести проблемы города и просто объективную информацию до губернатора. А самим главам муниципальных образований сделать это было непросто, не всегда они были допущены.… С уходом Рудя сразу несколько вице-губернаторов положили глаз на Артем, стали проводить политику, которая зачастую не отражала ни интересы Артема, ни интересы края, ни интересы губернатора. Кое-кому захотелось поставить в городе своего ставленника, начались дележ и терзание муниципальной власти.
- Вы готовы назвать конкретные фамилии?
- Я не буду этого делать, поскольку степень вины у нас определяет суд. Если по моему заявлению в генпрокуратуру будут выявлены конкретные виновники – ради бога. Но я не исключаю, что имена так и не будут названы.
- Александр Евгеньевич, а что можно делить в Артеме, если бюджет его, как вы признаете, скуден и несамостоятелен?
- Бюджет – это не только конкретный объем его наполнения в тот или иной период. Это скорее механизм или инструмент. Сколько федеральных денег было направлено на закрытие шахт – об этом никто не знает, поскольку эти деньги остались где-то в стороне, до решения городских проблем они не дошли. Другой пример: через Артем проходят две федеральные трассы, на которые положено целевое финансирование, но в последний год этих денег мы не видели. Так вот, дележ Артема начался незадолго до перевыборов губернатора. По итогам декабрьских выборов состоялась беседа с одним из заместителей Евгения Ивановича, занимавшимся проведением выборов. Мне сказали, что я сработал плохо, и об этом будет доложено.
- И в результате вы первый раз подали в отставку?
- Я действительно тогда подал в отставку. Но причиной была еще и неудача с выборами в Госдуму, на которые я пошел, чтобы получить элементарную защиту от вала сфабрикованных уголовных дел, который меня преследовал. Городская дума не приняла мою отставку, после полутора месяцев на больничном я вернулся на работу. Тогда у меня еще были иллюзии, к тому же было доверие думы, посчитавшей, что в городе нет другого человека с такой позицией, способного защитить интересы Артема. Это доверие ко многому обязывало.
- О какого рода иллюзиях вы говорите?
- Я надеялся, что еще возможна работа в условиях объективной оценки со стороны губернатора. Но после выборов ситуация в “Белом доме” изменилась в худшую сторону, усилился передел сфер ответственности, к Евгению Ивановичу невозможно было пробиться сквозь плотное кольцо вице-губернаторов.
Фактически эта когорта устроила форменный передел муниципальных образований края. Город Артем и мэр Артема попали, что называется, под раздачу. Я их не устраивал, и каждому хотелось привести к власти в городе своего человека. Так, например, Новиков ранее тесно контактировал по роду деятельности с Липатовым в бытность его работы на ЖКХ, а другой претендент на пост мэра, Потапов, является родственником другого вице-губернатора. Не случайно, наверное, поэтому Новиков и Потапов в первом туре муниципальных выборов в Артеме поделили первое и третье места, идя в паре. А теперь Потапов у Новикова работает первым заместителем.
- Помимо личных интересов существовали ли какие-либо политические причины неприязни к действующим главам со стороны “Белого дома”?
- Будучи мэрами Артема и Уссурийска, я и Владимир Ведерников входили в правление Конгресса муниципальных образований России. Это давало возможность работать напрямую с администрацией президента, аппаратом Госдумы. Естественно, это не могло не раздражать краевое руководство. Но я бы добавил еще и экономические причины. Помимо двух названных городов показателен пример Лесозаводска, Хасанского и Октябрьского районов, пограничные переходы в которых кое-кому не давали покоя. В результате - проверки краевой администрации в этих муниципальных образованиях, прошедшие по единому сценарию: мэр плохой.
- Помимо проверок в чем еще состоял механизм давления, как конкретно можно “подставить” мэра?
- Механизм очень прост: арест счетов мэрии, задержки с перечислением трансфертов, а как следствие – отсутствие топлива и задержка в выплате зарплаты работникам бюджетной сферы. В Артеме к моменту моего ухода сумма задолженности по зарплате равнялась примерно сумме недоперечисленных в течение трех месяцев трансфертов.
- Почему и как ваш бывший заместитель Новиков стал исполнять в ноябре обязанности мэра Артема, ведь двумя годами раньше вы уволили его по “собственному желанию”?
- 13 ноября 2000 года меня вызвал Евгений Наздратенко и предложил освободить место, передав исполнение обязанностей главы города Владимиру Новикову. Причем подобные “беседы” со мной начали вести некоторые вице-губернаторы еще летом, а когда ситуацию окончательно завели в тупик, посчитав, что я уже “созрел”, в ноябре губернатору предложили именно такой выход из тупика. Я вынужден был согласиться, потому что не мог делать заложниками десятки тысяч горожан. В результате вместо “плохого” Терентьева город Артем получил “спасителя” Новикова.
- Александр Евгеньевич, горожане помнят, что еще первого ноября началась закачка теплоносителя в теплотрассу от АртемТЭЦ. Соответственно вы начали заполнять и муниципальные теплосети. Почему этот процесс остановился?
- Вы уже задавали вопрос о механизмах давления и “подставки”. Так вот это и был последний штрих, который свел на нет все наши усилия по подготовке к зиме. Мы заполнили свои сети, а на следующий день “Дальэнерго” слило теплоноситель из своей “большой трубы”. В наших же трубах в углублениях вода осталась, и промерзший грунт сделал свое дело. Это была уже не просто провокация, а самое настоящее преступление. Тепло в дома можно было бы теперь запускать только в аварийном режиме. Попытка выяснить у гендиректора “Дальэнерго” Юрия Лихойды, кто дал команду неожиданно для нас слить теплоноситель, ничего не дала. Он молча кивал на “Белый дом”. А через неделю после этого Толстошеин на краевой КЧС принял решение об объявлении в Артеме чрезвычайной ситуации и немедленном запуске тепла.
Десятки, а то и сотни тысяч людей становились заложниками смоделированных ситуаций, а затем назначались “стрелочники”. Перед выборами глав городов и районов краевая администрация даже не стеснялась называть, кого именно она не поддерживает. Обидно, что все эти механизмы давления на неугодных глав строились на страданиях простых жителей Приморья. Часть окружения губернатора, убирая неугодных мэров, в итоге подставила и самого Евгения Ивановича.