Японская стенка лучше российской?

На обоих берегах Японского моря продолжает раскручиваться скандал вокруг траулера СТМ-17. Напомним, что после многочасовой и безрезультатной погони российские пограничники не смогли остановить и досмотреть нарушителя, который укрылся в японских территориальных водах и сейчас стоит у причальной стенки в порту Вакканай на северо-востоке острова Хоккайдо.

23 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №935 от 23 февр. 2001
На обоих берегах Японского моря продолжает раскручиваться скандал вокруг траулера СТМ-17. Напомним, что после многочасовой и безрезультатной погони российские пограничники не смогли остановить и досмотреть нарушителя, который укрылся в японских территориальных водах и сейчас стоит у причальной стенки в порту Вакканай на северо-востоке острова Хоккайдо.

Во владивостокском офисе компании “Клемена” (судовладелец СТМ-17), что расположен в цоколе одного из зданий на улице Сипягина во Владивостоке, корреспондентам “В” вчера ничего существенного узнать не удалось. Единственная сотрудница фирмы заявила, что “генеральный” в командировке на Сахалине, его зам отсутствует, а больше и работников-то никого нет. Вместе с тем она сообщила, что компания зарегистрирована и действует с января 1999 года, а СТМ-17 – ее единственное собственное промысловое судно. Несмотря на то, что траулер приписан к южноприморскому порту Зарубино, весь его экипаж укомплектован сахалинскими рыбаками.

В генеральном консульстве Японии во Владивостоке нам рассказали, что официальные японские власти закончили свою проверку на борту траулера и, объявив, что претензий к капитану и экипажу не имеют, предложили покинуть японские воды. Однако с данным предложением капитан Сергей Степанов категорически не согласился и продолжает пока что оставаться у причальной стенки. Японское же законодательство и сложившаяся международная морская практика не позволяют насильно “выталкивать” судно из порта, тем более если за ним не числится никаких нарушений. Понятное дело, что нарушений японских правил за СТМ-17 не числится.

В некоторых СМИ прозвучала информация о том, что сейчас к решению вопроса подключилось генеральное консульство РФ в Саппоро. Однако сотрудники генконсульства, с которыми мы вчера связались по телефону, отметили, что их участие в этой истории минимально. “Мы не можем и не должны вмешиваться в процесс, регулируемый японским законодательством. А капитан и экипаж, судя по всему, в консульской поддержке не нуждаются, - сказал представитель генконсульства РФ. – Пока наше участие ограничилось одним действием – в среду из представительства российского МИДа во Владивостоке нам передали документ, в котором командование ТОРУ ФПС РФ просит японское управление безопасности на море оказать содействие в выдаче судна-нарушителя и экипажа. Естественно, мы передали это письмо адресатам…”

Ситуация забавная. Памятуя о позе страуса, прячущего голову в песок, капитан Степанов вместе с экипажем “ховается” в японском порту, ловко спекулируя на сложившейся международной морской практике. Бесконечно это между тем продолжаться не может. Только стоянка у причала в портах Хоккайдо стоит около 7 тысяч иен (примерно 60 долларов США) в сутки. А ведь еще необходимы топливо, пресная вода, снабжение…

Не очень понятна и позиция судовладельца, который – единственный в этой ситуации – может дать однозначную команду на выход из японского порта.

Пограничники же терпеливо ждут – их патрульные суда барражируют вдоль кромки японских территориальных вод в ожидании, когда СТМ-17 попадет к ним в лапы…

Автор: Федор ГУРКО, Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"