В больницах платные услуги. Неужто мучиться в недуге?
Медицинское страхование граждан на большей территории нашего края вещь обязательная. А к любой обязаловке у народа сложилось уже определенное отношение – сугубо негативное. Независимо от того, есть у тебя медицинский полис или нет, в любом медицинском учреждении приходится оставлять за лечение кругленькую сумму. Причем платим мы подчас не только за сами медицинские услуги, в стоимость включают электроэнергию, пользование холодильником и другое.
То, что в больницах не хватает денег, – не секрет. Неужели фонд обязательного медицинского страхования просто не тянет финансирование всех подопечных медицинских учреждений?
Уже с 93-го года в нашей стране работает фонд обязательного медицинского страхования. Именно он является основной финансовой корзиной современной медицины. 107 медицинских учреждений в Приморском крае сотрудничают с фондом ОМС.
- Все оформляется через договор, – поясняет Людмила Кирий, заместитель директора по медицинским вопросам территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края. - Основным плательщиком являются работодатели. Распределение финансов происходит следующим образом: 3,6 процента платит работодатель, 0,2 процента от этих денег уходит в федеральный фонд. Одно время организации рассчитывались взаимозачетами, кто угля в больницу подкинет, а кто и продуктами расплатится. Но с 1 января нынешнего года такая система оплаты отменена. В противном случае долги медицинским учреждениям будут просто гигантскими. Уместен вопрос, а кто же платит за безработных? Вот здесь страховку выдают за счет бюджета, но не федерального, а краевого. Указом губернатора определенные категории граждан, в особенности дети и безработные, получают полис за счет краевой казны.
В больницах ситуацию с финансированием из фонда оценивают по-своему и, к сожалению, не очень радостно. Сергей Новиков, главврач городской клинической больницы № 2, прокомментировал положение так:
- Конечно, денег не хватает. Поэтому крутимся как можем. Ведь человек никогда не знает, в какую минуту с ним случится несчастье, и не носит с собой набор медикаментов. Поэтому мы в любой момент должны быть готовы оказать ему экстренную помощь. Здесь сложно в том плане, что из фонда мы получаем какую-то сумму денег и должны решать, на что ее отправить – на медикаменты или зарплату медперсоналу.
- В медицине все как в жизни, - продолжает Александр Кондрашов, главврач городской клинической больницы № 1. – До
93-го года, когда мы финансировались из бюджета, денег было море, но ничего нельзя было купить – оборудование было дефицитом. Сейчас все есть, но нет денег. Хорошо, что городской бюджет помогает с покупкой дорогостоящего оборудования.
Свой взгляд на проблему финансирования имеет Елена Кондякова, главный врач Центральной городской больницы города Фокино. В свое время она отказалась вступать в фонд ОМС. По ее словам, на это было несколько причин.
- Я знаю, что при бюджетном финансировании мне дадут определенную сумму, которую я должна буду защитить в конце года по всем статьям расходов, это командировочные, зарплата, медикаменты, питание и другое. Если плановая сумма защищена на сто процентов, то и отдают ее полностью. При ОМС все по-иному. Там отсутствует сметное финансирование, деньги платят по законченному случаю амбулаторного, стационарного или профилактического лечения больного. Причем финансируются далеко не все статьи расходов. Получается, что я теряю часть денег. Если при бюджетном финансировании в год больнице положено примерно 23 миллиона, то в ОМС мы получали бы около 14. Кроме этого комиссия фонда обязательного медицинского страхования проверяет истории болезней и налагает штраф за неправильное лечение больного. Я решила идти от обратного: моя мера воздействия – это лишение премиальных, но в любом случае врач получает полную ставку.
Еще одна причина, по которой наша больница не вступила в ОМС, это отсутствие совершенной материально-технической базы. Тогда у нас даже не было своей поликлиники. О чем можно говорить в таком случае? Моя цель – добиться статуса больницы первой категории, до этого о вступлении в ОМС не может быть и речи.
При этом все жители того же Фокино имеют на руках полисы обязательного медицинского страхования. Ведь ни в каком другом городе без этой бумажки их лечить не будут. А любой иногородний будет оплачивать свое лечение в том же ЗАТО по полной программе.
- Медицинское страхование граждан вводилось для того, чтобы дать медицинским учреждениям дополнительные деньги, поскольку бюджетных средств уже не хватало, - продолжает Людмила Кирий. - Но при этом они должны были оставаться все-таки на бюджетном финансировании. Как только ввели ОМС, бюджет уменьшил свои ассигнования. Сейчас он покрывает капитальный ремонт, оборудование, дорогие медикаменты и дорогостоящие виды обследования. За фондом – оплата труда медработников, медикаменты, продукты, хозяйственные расходы, связанные с лечебным процессом, мягкий инвентарь. Полностью на бюджетном финансировании в крае находятся ЗАТО, то есть Большой Камень и Фокино. Кроме них ведомственные больницы УВД, ФСБ, ДВО РАН. Вполне возможно, что денег им поступает больше. А у фонда очень большой объем лечебных учреждений. То, что хоть кого-то взяли на бюджетное финансирование, – большая помощь для края. Ведь это позволяет высвободить деньги для остальных учреждений.
В первую очередь от всего этого достается пациентам медицинских учреждений. Практически в каждую больницу нужно ложиться со своим постельным бельем, медикаментами и просить родных почаще приносить продукты.
Сейчас почти в любом медицинском учреждении придется рассчитываться наличкой. Знакомые словоохотливо делились: в первом детском инфекционном отделении тысячекоечной больницы приходится платить за электричество и пользование холодильником, в краевой роддом роженицы несут шприцы, капельницы, лекарства.
Все, казалось бы, можно объяснить. Цифры выглядят примерно так: за один день пребывания больного в отделении терапии на него выделяют 22 рубля. Людмила Кирий, заместитель директора по медицинским вопросам территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края, пояснила, что на пациента реанимации – 140 рублей. В эту сумму входит обследование, медикаменты, инструменты. Плюс к этому 12 рублей на питание. Конечно, на такую сумму практически невозможно пролечить больного. Такое же недофинансирование коснулось и поликлиник. Поэтому и приходится собирать деньги за те или иные услуги. Скажем так: если вы пришли делать рентген с медицинским полисом, то с вас попросят деньги, например, только за рентген-пленку. Если же вы не имеете оного, то придется платить за пленку, за работу врача и аппаратуры. Конечно, в первом случае сумма будет гораздо меньше. Иной раз в больницах пациентам приходится платить за электроэнергию, пользование холодильником, покупать тетради и электрические лампочки. И здесь задача все та же – выручить деньги на лечение больных.
- Многие упираются и принципиально не хотят платить в больнице этих денег, - говорит Людмила Григорьевна. – Но ведь в ваших же интересах, чтобы вас пролечили в комфортабельных условиях. К тому же просят не такую большую сумму – как правило, не более 20 рублей.
Тут еще стоит вспомнить о долгах плательщиков перед фондом обязательного медицинского страхования. Взять хотя бы те же взаимозачеты. К тому же время от времени повышается зарплата у медработников. Происходит это не очень часто, но все-таки. Поскольку в начале года эти дополнительные расходы не были запланированы, то приходится ужимать себя в средствах. Чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, с 1 января нынешнего года запрещена неденежная форма оплаты договора. К тому же идет постоянная реструктуризация долгов.
Проблемы фонда пациентов мало волнуют. Для них главное - получить хорошее лечение и при этом не остаться без последних грошей. Поэтому они частенько обращаются в отдел по защите прав потребителей при фонде обязательного медицинского страхования, поскольку в краевом отделе по защите прав потребителей вас будут защищать только в том случае, если была некачественно сделана операция, за которую вы платили деньги. Если что-то не устраивает, то вам посоветуют обратиться к главному врачу больницы или пожаловаться в городское управление здравоохранения. Чаще мы не обращаемся. Все мы уже давно молча платим, потому что привыкли.
Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, "Владивосток"