Краевые власти принимают меры для пресечения незаконных сделок с судами

Для этого в начале февраля этого года была сформирована рабочая группа в составе межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией.

23 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №935 от 23 февр. 2001
Для этого в начале февраля этого года была сформирована рабочая группа в составе межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией.

В нее будут входить представители комитета судоходства, портов, связи и транспорта администрации края, управления Федеральной службы налоговой полиции по Приморскому краю, управления внутренних дел Приморского края, Дальневосточного таможенного комитета и инспекции Регистра Тихоокеанского бассейна.

А в последних числах этого месяца планируется пригласить на заседание межведомственной комиссии представителей администраций всех портов и вышеперечисленных ведомств для выработки решения по обмену информацией и созданию базы данных по совершаемым сделкам с судами.

Предварительно компетентными органами был проведен анализ продаж и сдачи в аренду судоходными компаниями морских судов иностранным контрагентам в долгосрочную аренду: бербоут-чартер, тайм-чартер, лизинг с последующей их перепродажей. Он показал, что продажа их, как правило, осуществляется по заниженной стоимости, при этом оплата растягивается на неопределенное время. Нерегулируемый рынок, либерализация внешнеэкономических отношений, отсутствие единой государственной политики в вопросах сохранения и развития российского национального флота привели к тому, что в течение пяти-шести лет произошел массовый переход транспортных и рыбопромысловых судов под иностранные флаги. Не всегда этот переход осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Анализ сделок судоходных компаний выявил факты их умышленного банкротства, залога судов по мизерным ценам, сдачи их в управление якобы иностранным компаниям для получения судов в собственность новыми структурами, в том числе с иностранным капиталом, но принадлежащими российским акционерным обществам. На дальневосточный рыбодобывающий рынок активно внедряются крупнейшие зарубежные фирмы “Андес Пасифик”, “Лавиния” и другие, имеющие современный модернизированный флот и неограниченные финансовые ресурсы, против которых отечественным рыбодобывающим компаниям не выстоять в конкурентной борьбе. Вместе с тем процесс ввода судов в исключительную экономическую зону России, в том числе на тайм-чартерной и лизинговой основе, никем не регулируется и не контролируется.

Проблемой является и вывод судов за пределы таможенной территории Российской Федерации без таможенного оформления. Фактически таможенное законодательство позволяет только констатировать факт продажи российских транспортных и рыбодобывающих судов, но не может активно влиять на данный процесс. Тем не менее с 1998 по 1999 год Дальневосточным таможенным управлением выявлено 41 нарушение таможенных правил.

“Пробелы”, существующие в настоящее время в российском законодательстве, позволяют судоходным компаниям использовать различные схемы ухода от налогов. Осложняет работу налоговых органов отсутствие систематической оперативной информации о сделках с морскими судами, совершаемых предприятиями Приморского края. Пока не будет сформирован централизованный орган, на базе которого правоохранительные и контролирующие органы могли бы получать оперативные сведения о движении (выбытии и поступлении) судов, о фактическом размере рыбодобывающего и транспортного флота предприятий края, поскольку суда приписаны к разным портам Дальнего Востока, не будет и никакой возможности пресекать незаконные сделки.

Администрация края проводит сейчас большую работу по созданию межведомственного соглашения, которое вскоре будет подписано, и тогда незаконные сделки с судами на территории края станут невозможными.