Проторим путь в Интернет-2

Удивительные возможности открывает для пользователей компьютеров подключение к Интернету. А теперь представьте, насколько они еще расширятся, если получить доступ к Интернет-2, с помощью которого увеличиваются скорости передачи данных, улучшаются качество услуг и условия по взаимодействию участников глобальной сети. Выигранный Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса грант департамента по науке НАТО направлен, в частности, на то, чтобы открыть путь в Интернет-2. В этом проекте также участвует партнер ВГУЭС – Калифорнийский государственный университет. Инфраструктура, которая будет создаваться на средства гранта НАТО, даст возможность связать через спутниковый канал информационную сеть учреждений образования и науки Приморья с калифорнийской университетской сетью, а значит, в будущем и с Интернет-2.

16 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №931 от 16 февр. 2001
 Удивительные возможности открывает для пользователей компьютеров подключение к Интернету. А теперь представьте, насколько они еще расширятся, если получить доступ к Интернет-2, с помощью которого увеличиваются скорости передачи данных, улучшаются качество услуг и условия по взаимодействию участников глобальной сети. Выигранный Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса грант департамента по науке НАТО направлен, в частности, на то, чтобы открыть путь в Интернет-2. В этом проекте также участвует партнер ВГУЭС – Калифорнийский государственный университет. Инфраструктура, которая будет создаваться на средства гранта НАТО, даст возможность связать через спутниковый канал информационную сеть учреждений образования и науки Приморья с калифорнийской университетской сетью, а значит, в будущем и с Интернет-2.

Средства гранта планируется направить на приобретение коммуникационного оборудования и развертывание системы доступа к информационно-образовательным ресурсам.

- Запад помогает нам потому, что мы очень сильно отстали или, может быть, наоборот, потому, что демонстрируем прорыв вперед в этой области? – интересуюсь у директора центра информационных технологий, проректора по информатизации ВГУЭС Владимира Крюкова.

- Как ни парадоксально, но можно говорить и о том, и о другом одновременно. Если иметь в виду уровень количественной компьютеризации в целом России и Приморья, то отставание от Америки и Европы можно определить в шесть-восемь лет. Информационные технологии развиваются буквально семимильными шагами, так что это отставание может превратиться в огромную пропасть. Капиталисты отдают себе отчет в том, что если в одном месте будет хорошо, а в другом плохо, то устойчивого развития не добиться, перекосы станут тормозить прогресс. К информационным технологиям, ориентированным на массового потребителя, это относится в первую очередь. Приходится отстающих подтягивать.

Но, с другой стороны, никто просто так, за красивые глазки денег не даст. Процедура по оценке нашего проекта была достаточно сложной, положительному решению предшествовала его длительная экспертиза. К тому же НАТО финансирует программы только участников блока. Вот почему мы представили совместный проект с партнером из США – институтом телекоммуникационных технологий Калифорнийского госуниверситета, который возглавляет профессор Александр Бордецкий.

- Владимир Васильевич, как все-таки вы вышли на людей из военно-политического блока? Вы понимаете, что с НАТО у нас связаны определенные ассоциации...

- Все просто. Первые контакты завязались после участия научного сотрудника нашего университета Максима Мамаева в одной из международных конференций. Потом была вторая встреча на подобном форуме в Калифорнии, в ходе которой первоначальная идея обросла деталями. Многие не понимают важности участия наших преподавателей и ученых в таких мероприятиях. Вот конкретный ответ тем, кто сомневается в необходимости интернационализации научных исследований и участия российских исследователей в международных конференциях. То, что получат ВГУЭС и край в результате выполнения проекта, просто несопоставимо с расходами, понесенными университетом на финансирование поездок своего сотрудника. Учебное сообщество Приморья получит через ВГУЭС прямой двухмегабитный спутниковый канал в сеть CalREN-2, которая является частью проекта Интернет-2. Другое важное обстоятельство связано с тем, что в Калифорнийском университете хотят предоставить услуги своей системы через шесть основных провайдеров в “многохостовом” режиме. По существу речь идет о формировании нового типа поставщиков услуг. Такую модель мы начинаем осуществлять в рамках данного проекта, впервые обеспечив подключение маршрутизирующего оборудования университета одновременно к трем провайдерам.

- Проект направлен на создание региональной компьютерной сети, что само по себе уже говорит о том, что вы не тянете одеяло на себя.

- С каждым днем присутствие в Интернете наших учреждений образования и науки, предприятий и отдельных пользователей расширяется. Однако все действуют разобщенно, пользуются услугами разных коммерческих провайдеров, а многие учреждения образования и науки и вовсе не могут позволить себе подключение с требуемой емкостью канала. Региональная компьютерная сеть PARNET даст возможность для интеграции образовательных учреждений Приморья в единое информационное пространство с выходом в Интернет. Наш проект нацелен на создание условий для обеспечения равных возможностей всем жителям края в доступе к информационным ресурсам, а значит – к знаниям. На первом этапе реализации проекта сеть охватит крупные города края: Уссурийск, Находку, Артем, где будут созданы узлы сети, к которым подключатся филиалы вузов, школы, другие образовательные, а также научные учреждения.

В проекте участвует администрация Приморского края, которая заинтересована в развитии сетевой инфраструктуры учреждений образования и улучшении информационного сервиса, предоставляемого учреждениями образования и науки Приморья.

- Таким образом, в первую очередь ставится задача подключить к сети образовательные и научные учреждения?

- Для этих структур есть настоятельная необходимость развивать информационные технологии уже сегодня. Это связано со спросом на образовательные услуги в дистанционном режиме. Но подтягивать обязательно нужно и школы. В целом такая практика опробована в мире, по той же схеме, в частности, развивался и Интернет. Потом будут задействованы коммерческие проекты, которые позволят компенсировать первоначальные затраты.

- Насколько сегодня вы сотрудничаете с другими вузами?

- Пока в этом отношении в вузовской среде чувствуется некоторая настороженность. К примеру, мы разработали и испытали информационную учебную среду Avanta, которая сертифицирована и рекомендуется для использования министерством образования, за опытом к нам обращаются коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Мы пытаемся убедить коллег в вузах Приморья, что нет смысла каждому самостоятельно проходить наш путь, сейчас гораздо важнее совместная работа по наполнению учебной среды электронными материалами, чтобы можно было в дальнейшем коллективно их использовать.

- Реализация проекта по гранту НАТО растянется надолго?

- Работа рассчитана на два года. В начале марта во Владивосток приедет эксперт научного совета блока, который вникнет в местные условия, оговорит все интересующие его детали. После отчета эксперта в течение марта мы должны будем получить половину финансирования, а до конца года – оставшуюся часть средств. На следующий год намечены эксплуатация новой инфраструктуры и ее испытания.