Октановое число в климатическом интерьере
Нынешнюю зиму все приморцы запомнят надолго. Такие холода, по данным синоптиков, последний раз стояли в нашем крае в 60-х годах. Коснулась стужа и водителей. Многие автолюбители и водители-профессионалы в один из зимних дней не смогли завести свои машины. “Что они, воду туда заливают?” Очень часто такие упреки в адрес владельцев бензоколонок можно услышать от приморских водителей.
Оказывается, совсем не обязательно в бак был залит размешанный бензин. Также многие наши водители, а в основном это касается тех, кто очень чутко следит за своим автомобилем, этой зимой обратили внимание на то, что расход топлива незначительно, но увеличился. Причиной такого молчания двигателя или расхода бензина может служить просто тот факт, что заправляетесь вы летним бензином. Да-да. Бензин, как и дизельное топливо, оказывается, тоже делится на “зимний” и “летний”. Об этом нам рассказала эксперт по сертификации продукции нефтеперерабатывающей промышленности Центра стандартизации и метрологии Галина Зарубина.
По Госстандарту, утвержденному еще в 1977 году, и 76-й, и 93-й, и 95-й бензины имеют как летнюю, так и зимнюю форму. И эти формы отличаются друг от друга. Одним из основных показателей разницы является фракционный состав летней и зимней формы топлива. А проще говоря, температура закипания и воспламенения того и другого бензина.
Наши водители на заправках просто-напросто покупают для своей машины бензин определенной марки и в ус не дуют, а ведь он еще бывает зимним и летним. Даже ветераны автодела не припомнят, чтобы хоть когда-то на наших заправках были таблички “93, летний”. Может быть, когда-то так оно и было: летний продавали только летом, а зимний соответственно зимой. Однако сейчас это далеко не так. Каждый продает то, что имеет. И ведь придраться не к чему. Да, бензин у хозяина колонки действительно летний, но ведь он полностью соответствует стандарту и прошел сертификацию, то есть качественный. Более того, все владельцы заправок сертифицируют каждую партию топлива, поступающую в розничную продажу. И даже паспорт качества на этот бензин вывешен на АЗС. Правда, на самой диспетчерской будке, к которой водитель вряд ли подойдет, а не на большом табло, на котором обычно обозначена цена. Ну а если и подойдет он к диспетчерской, то явно расплатиться, а не читать этот документ с кучей цифр. Вот и получается, как на базаре: берешь - гони монету, а нет - езжай дальше.
Еще одна очень важная проблема на топливном рынке Приморья, это переход от 93-го бензина, к которому все водители так привыкли, к 92-му. Связано это с тем, что по новым государственным стандартам, которые начали действовать на территории России с 1 января, бензины с высоким содержанием свинца, а как раз 93-й этилированный являлся наиболее распространенным среди них, запрещены к производству.
На сегодня в нашей стране в ходу четыре основные группы бензинов, для которых введен стандарт по пяти техническим показателям: октановое число, концентрация свинца, давление насыщенных паров, фракционный состав и массовая доля серы. Для второй, самой ходовой группы, в которую входят 92-й и 93-й бензины, определена такая концентрация, по которой этилированный бензин 93-й марки не допускается к производству. Вместе с тем вполне допустимо производство неэтилированного бензина с таким же октановым числом, однако, судя по всему, это невыгодно производителям – необходимо переоборудование производства. И поэтому большинство предприятий отошли от выпуска этой марки.
Такие меры были приняты прежде всего из экологических соображений.
По словам Галины Зарубиной, сама работа 92-го бензина в двигателе автомобиля среднего класса практически ничем не отличается от 93-го. И вся европейская часть нашей страны, Москва и Петербург с их “Мерседесами” и “БМВ” уже давно перешли на 92-й и 95-й бензины.
Однако владивостокские водители с опаской посматривают на 92-й. Да еще и
93-го пока на всех АЗС города хватает. Ведь в канун прекращения производства топливным компаниям Владивостока и Приморья были поставлены крупные партии бензина марки 93, причем большая часть этого топлива как раз относится к летней категории. Вот и получилось так, что наши водители, заправляясь уже привычным бензином, получили уйму неприятностей. А ведь новый бензин ничем не хуже, если не сказать больше. Ведь Япония давным-давно отказалась от выпуска этилированных бензинов, и двигатели всех автомобилей, которые ввозятся к нам из Страны восходящего солнца, рассчитаны именно на неэтилированное топливо. Именно поэтому на очень многих машинах различные датчики либо не работают вовсе, либо дают неверные показатели. Так что сейчас выбор остается только за водителями.
Автор: Федор ГУРКО, "Владивосток"