Последний пассажир “Титаника”
На юге Франции в возрасте 92 лет скончался Мишель Навратил, один из последних спасенных пассажиров “Титаника”. В день катастрофы, 14 апреля 1912 года, ему было всего три года.
Как полагают, Мишель Навратил был последним из выживших в катастрофе “Титаника” мужчин. Четыре пассажирки роскошного лайнера, считают в историческом обществе “Титаник”, живы до сих пор. Правда, ни одна из выживших почти ничего о катастрофе рассказать не может - в ту ночь, когда “Титаник” столкнулся с айсбергом, все они были еще детьми.
Воспоминания Навратила о катастрофе вполне можно назвать детскими. “Мне не было страшно, - сказал он однажды. - Я помню, что когда нас, детей, пересаживали в шлюпку, нам было очень весело. Мы тогда мало что понимали”.
В ту апрельскую ночь Мишель потерял отца и чуть было не лишился младшего брата: двухлетнего Навратила-младшего в последний момент успели поместить в ту же шлюпку, где находился Мишель.
Только значительно позже Навратил осознал все, что с ним тогда случилось. Как он сам признавался, он не раз жалел, что оказался на “Титанике”. “Я умер, когда мне было четыре года, - говорил он. - С тех пор меня всегда считали не человеком, а чем-то вроде музейного экспоната. Наподобие наконечника стрелы или черепка”.
Навратил и его родители - чуть ли не единственные пассажиры, которым удалось проникнуть на “Титаник” в нарушение международных иммиграционных норм того времени.
Отец Навратила купил билет на этот лайнер по фальшивому паспорту. Незадолго до аварии он расстался с женой и решил забрать детей с собой в Америку. Мать Мишеля Навратила своего разрешения на эту поездку ему так и не дала.
Путешествие Навратилов до самого конца представляло собой некую смесь событий, которые кажутся историкам невероятными. Мишель Навратил вспоминал: “В ту ночь, незадолго до полуночи, в каюту, где спали мой брат и я, зашел наш отец. Он одел меня в самые теплые вещи, которые были у нас, а потом обнял меня и долго не отпускал. Кто-то - не помню уже, кто - одел и моего брата. Порой мне кажется, что отец и тот человек что-то чувствовали”.
Когда братьев Навратилов привезли в Нью-Йорк, пресса тут же окрестила их “сиротами “Титаника”. Заботу о малышах взяла на себя одна из жительниц этого города. Она и занялась поисками матери мальчиков. Долгое время эти поиски оставались безуспешными. Мать Навратилов узнала об их судьбе из газетных репортажей. Так Мишель и его брат вновь оказались во Франции. Там Мишель Навратил и провел всю свою жизнь. Он преподавал философию в университете Монпелье.