“Челнок” - профессия очень женская

Почти 100 тысяч женщин в Приморье занимаются челночным бизнесом. В отличие от многих мужчин, в том числе и своих мужей, братьев, отцов, сыновей, они полностью содержат свои семьи, да еще и без задержек пополняют государственную казну в виде таможенных пошлин и налогов. А вот что заставляет прекрасных россиянок заниматься этим тяжким трудом? Такой вопрос “В” адресовал Елене ЛукьЯновой, хотя и юной жительнице Владивостока, но уже имеющей богатый стаж “челнока”.

7 март 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №93 от 7 март 1997

Почти 100 тысяч женщин в Приморье занимаются челночным бизнесом. В отличие от многих мужчин, в том числе и своих мужей, братьев, отцов, сыновей, они полностью содержат свои семьи, да еще и без задержек пополняют государственную казну в виде таможенных пошлин и налогов. А вот что заставляет прекрасных россиянок заниматься этим тяжким трудом? Такой вопрос “В” адресовал Елене ЛукьЯновой, хотя и юной жительнице Владивостока, но уже имеющей богатый стаж “челнока”.

- Причина банальна - после окончания коммерческого института по специальности экономист мне до сих пор не удалось найти работу по душе. И чтоб платили не нищенскую зарплату. Стоит только посмотреть, кто пошел в эту сферу, и сразу станет ясно почему. Это учителя, врачи и медсестры, ученые и лаборанты, переводчики и товароведы, да еще жены военных - они составляют костяк “челноков”. Большинство женщин имеет высшее и среднее специальное образование. Естественно, положение и имидж не позволяют им отправиться работать уборщицами и посудомойками. Уж лучше собственный бизнес, пускай и на таком уровне: за границей купил - в России продал.

По такой системе приходится работать и мне. Езжу в Дуннин, Суйфэньхэ. Покупаю у уже знакомых китайцев товар весом до 50 кг и везу на продажу во Владивосток. Пробовала заняться бизнесом с корейским и турецким товаром, не приглянулось, поездка едва окупает себя.

- Женщина - создание хрупкое, а тут приходится тягать тюки, мешки и сумки. Не вяжется.

- Только не для русской женщины. Всю жизнь им приходится таскать сумки с продуктами, с ранней весны до поздней осени вкалывать как лошадь на даче, дома быть в качестве повара и посудомойки, няни и уборщицы, маляра и... да мало ли кого еще. И на производстве трудиться. Здесь же она переносит максимум 50 кг. До 808-го постановления было и 200, и 300 кг. А те, кто работает по опту или возит товар из Италии, Греции, Турции, и вовсе не носят товар. Нанимают грузчиков. Те, конечно, воруют, но это опять же характерная черта нашей страны.

- Интересно, а как вы противодействуете силе?

- Вы имеете в виду рэкет? Сейчас “челноки” с ним не сталкиваются. Гораздо страшнее рэкет государственный, когда чиновники на границе, прикрываясь официальными бумагами, пытаются стрясти с тебя максимальную сумму. Либо в казну, либо в свой карман.

- Наверное, есть трудности в бытовом плане?

- Если они и есть, то только в наших городах и поселках. В том же Китае туалеты стоят на каждом углу. По дороге таких проблем не бывает - сказали водителю, он остановился, и все разбежались по кустам. К тому же женщина намного терпеливее мужчины. С собой в поездку я беру, да и многие так делают, постельные принадлежности.

- Лена, много зарабатывают “челноки”?

- Про тех, кто ездит в дальние страны, ничего сказать не могу. “Китайский” бизнес особой прибыли не приносит. Хватает только на еду для семьи. Ну и, конечно, можно обуть-одеть родных подешевле. Здесь имеется еще один плюс. “Челнок” попутно с бизнесом может посмотреть достопримечательности зарубежья. Ведь просто турпоездку не каждый может себе позволить.

- В каком возрасте лучше всего заниматься “челночным” бизнесом?

- В любом, если хватает сил. Однако большинство мотающихся за рубеж в возрасте от 25 до 35 лет.

- Позвольте, Лена, поздравить вас и всех женщин-”челноков” с праздником весны и любви. Будьте счастливы, и дай вам бог успехов в вашем нелегком бизнесе.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, “Владивосток”