Куда делся месяц?
Владивостокцы получили “акты сверки” по расчетам за теплоэнергию, и многие оказалось должны доплатить “Владэнерго”. Сумма разная, у меня - 40 с небольшим, у моих знакомых - за 700 рублей. Будучи аккуратным плательщиком, я был немало удивлен самим фактом “долга”. Обратившись по указанному адресу расчетного центра “Владэнерго”, Океанский проспект, 70а, узнать я ничего не смог. Очередь напоминала времена блокадного Ленинграда. Наверняка не один я решил, что проще заплатить искомые рубли, чем потерять рабочий день, а может, не один, в нервотрепке. Работает контора с 9.30 до 17.00, и только в рабочие дни. Сколько у нас в городе получателей квитанций на оплату услуг? Как же господа владэнергетики хотели со всеми разобраться? Ответы на мои вопросы я смог услышать по телефону от директора “Владэнерго”.
Как мог образоваться “долг” у исправного плательщика? Все квитанции за четыре года, указанные в акте, у меня сохранились. Многие знакомые хранят их один-два года. Согласно законодательству, претензии по расчетам коммунальщики могут предъявить вам в пределах последних трех лет - это общий срок исковой давности для предъявления гражданских требований. Так что квитанции надо хранить минимум за последние три года. “Владэнерго” же предъявило претензии. Так что если даже долг у вас есть, настоящий или мнимый, относящийся к 1997 году, погашать вы его не обязаны. Но, конечно, можете, если захотите. Только знайте, что в планах чиновников предъявление вам и счетов по “долгам” за прочие услуги - электричество, воду и другие.
Отдельного внимания заслуживает история появления 13 месяцев в 2000 году. Директор этой организации объясняет сей факт просто: раньше мы платили за предыдущий месяц, а теперь платим именно за тот, который указан в квитанции. Я не поленился исследовать все квитанции за четыре года. Оказалось, это не так. Первые четыре месяца 1997 года мы платили месяц в месяц. Тогда отопительный сезон кончился в апреле, в майской квитанции графа “отопление” уже пуста. Так что сдвига на месяц здесь нет. Осень-зима оказалась, напротив, “сдвинута”. Но уже в мае 1998 года опять отопление не оплачивали, и следующий отопительный сезон начался, судя по квитанции, в ноябре - именно за этот месяц плата была начислена, а за октябрь - нет. Действительно, последние годы раньше 1 ноября отопление нам не давали, не так ли? Дальше определить, был ли сдвиг, по квитанциям стало тяжело: ведь 1999-2000 года мы стали оплачивать отопление и летом. Якобы в целях нашего же удобства, нас не спрося, плату стали делить не на шесть отопительных месяцев, а на 12 круглогодично. Да, сумма месячной платы стала в два раза меньше. Но оказалось, это повод считать, что какой-то месяц был раньше пропущен. И вот в ноябре 2000 года все горожане получают две квитанции – “в ноябре” и “за ноябрь”.
Могу напомнить, что со второго полугодия были повышены тарифы на тепло. То есть платить по-новому надо с первого июля. Можете посмотреть в квитанциях за этот месяц, действительно тариф увеличился именно тогда. Так что “отставания” на месяц нет – иначе это была бы августовская квитанция.
Таким образом, за июль мы заплатили дважды, что доказывает и “акт сверки”. Там сумме за июль соответствует сумма оплаченных за этот и следующий месяц. Значит, сдвиг все-таки произошел, но скорее во “владэнергетических” расчетах.
Подсчитав общие начисленные за 48 месяцев и оплаченные мной суммы, я убедился, что все правильно, и за один месяц следовало бы доплатить. А вот куда он делся – другой вопрос. Менялись сборщики платежей – сначала квитанции присылала мэрия, потом “Дальэнерго”, сейчас “Владэнерго” – и один месяц пересчитать забыли.
А энергокризис напомнил. Вот и решили возместить потери самым простым способом – за счет жителей. А ведь если вины в случившемся исправного плательщика нет, то и возмещать “долг” за его счет нельзя.
Автор: Игорь КРОТЕНОК, специально для "В"